Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Много школ – хороших и разных

Автор: Елена Омельченко


Все о высшем образовании >>>>

Кто хотя бы раз не слышал фразу: "Наше школьное образование – лучшее в мире"? Безусловно, в нем есть существенная доля истины. Но не принимать во внимание критические замечания, касающиеся современного российского школьного образования, особенно учитывая опыт последнего десятилетия, все же нельзя. Ведь школа не просто учит – она прокладывает дорожку в жизнь нашим детям, во многом формирует их характер, учит быть на "ты" с окружающим миром, даже определяет будущую карьеру.

Действительно, первую в мире эффективную систему школьного образования, охватывающую практически всех детей от 7 до 14 лет, создали именно в Советском союзе. Ликвидация безграмотности, трудовое воспитание и профессиональная подготовка, формирование советской идеологии – эти задачи решались наряду со многими другими, но при всем этом через советские школы многие из детей получили возможность приобщиться, пусть и не ко всем, но ко многим ценностям российской и мировой культуры.

Кажется очевидным, что в "старой" школе дисциплина порой имела большее значение, чем качество полученных знаний, а усвоение фактического материала, как правило, считалось более важным, чем воспитание в ребенке творческого подхода. Тогда не стоял вопрос о воспитании личности, индивидуума – учащиеся должны были прежде всего стать грамотными и активными членами коллектива. Знания, которые получали школьники того времени, были достаточно глубокими и, что очень важно, разнообразными: в программу включалось много как технических, так и гуманитарных дисциплин. Конечно, многое зависело от самих детей и это остается справедливым и для начала XXI века.

Сейчас многое стало по-другому. Школьники получили возможность выбирать, какой предмет они хотят изучать углубленно, а какой – сократить до минимума. Учителя стараются видеть в ученике прежде всего личность, а не "одного из" и уважать индивидуальность. Школа становится все более демократичной и интересной. Появился ряд частных образовательных учреждений, где упор делается именно на развитие в детях творческого подхода, а программы гибко подстраиваются под каждого конкретного ребенка. Родители и сами дети получили возможность с самого начала школьной жизни выбирать, по каким программам учиться, каким предметам уделять больше внимания, какие факультативы посещать.

КАК ШКОЛА СТАНОВИТСЯ ШКОЛОЙ.

Все образовательные учреждения в начале своего существования должны получить лицензию на право ведения образовательной деятельности. После подачи заявки на получение лицензии в школу прибывает экспертная комиссия, которая оценивает образовательное учреждение по нескольким параметрам: состояние здания, отведенного под школу; соблюдение санитарных и гигиенических норм; оборудование учебных помещений (наличие мебели, искусственного освещения и т.п.); оснащенность учебного процесса (в том числе учебные пособия, наглядные материалы); укомплектованность штатов и профессиональная пригодность (образовательный ценз) педагогов.

Следующая ступень по пути к признанию образовательного учреждения – получение аккредитации. Ее имеют далеко не все частные школы, хотя стремятся к этому большинство. Чтобы получить государственную аккредитацию, школа должна доказать, что содержание, уровень и качество подготовки ее выпускников соответствует требованиям государственных образовательных стандартов. Для этого три года подряд больше половины выпускников данного образовательного учреждения должны сдавать итоговые экзамены на положительные оценки. Если все условия выполнены, получение аккредитации обеспечено, и после этого школа имеет право выдавать своим выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне образования, а проще говоря – аттестаты о среднем образовании.

В ряде случаев школа может так же претендовать на статус гимназии или лицея. Гимназия предназначена для детей с высокими интеллектуальными способностями и учатся там по расширенной программе, в частности, изучают не менее двух иностранных языков, и детям предлагается много факультативных курсов на выбор. Обычно дети поступают в гимназию после начальной школы (прогимназии), в случае неуспеваемости по гимназической программе школьника аттестуют по общеобразовательной и переводят в обычный класс, а если такого нет – рекомендуют в другую общеобразовательную школу.

Лицей отличается от гимназии тем, что в нем делается упор на изучении нескольких профильных предметов, и учатся там дети в 8-9-го классов. Численность лицейских классов составляет не более 25 человек, на всех профильных дисциплинах и физкультуре класс делится на две подгруппы, на уроках иностранных языков и информатики – на три. Таким образом, преподаватели в лицее имеют возможность индивидуально общаться с каждым учеником, что повышает эффективность образовательного процесса.

В Москве активно развивается еще одно направление в школьном образовании – этнокультурное (поликультурное). В школах (учебно-воспитательных комплексах), получивших статус образовательного учреждения с этнокультурным компонентом, в учебный план включены дисциплины, позволяющие ученикам познакомиться с языком, историей и культурой определенного этноса или этносов. Так, в грузинской школе преподают грузинский язык, историю Грузии, подробно изучают творчество Шота Руставели, а также поют и танцуют, причем на очень неплохом уровне! А есть еще еврейские, татарские, азербайджанские, армянские, литовские, цыганские и много других школ. И, надо сказать, русские дети учатся там бок о бок с детьми других национальностей, поскольку учеба в таких школах – бесценная возможность выучить редкие языки, приобщиться к богатой культуре других народов России и стран СНГ и научиться грамотно общаться с представителями других этносов.

ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕ ПЛАТИТЬ?

Вопрос, какая школа лучше – государственная или частная, - обсуждается довольно часто. Однозначного ответа на него дать, безусловно, нельзя: многое зависит от характера ребенка, его способности воспринимать материал и устанавливать контакт со сверстниками. Нельзя также забывать о финансовой стороне вопроса: позволить отдать отпрыска в частную школу все еще могут далеко не все. Давайте постараемся объективно оценить все преимущества и недостатки частных школ перед государственными.

Практически всегда первым преимуществом, на которое указывают в частных школах, является малая наполняемость классов. Действительно, в частных школах в каждом классе учится не более 8-10 человек, в государственной же школе средняя численность класса составляет 20-25 человек (но никак не 30-35 , как это было в середине 80-х, поскольку в силу нынешней демографической ситуации количество учащихся в большинстве школ сократилось, что для качества образования неплохо, так как позволяет уделять больше времени каждому).

Другим важным аспектом выбора школы является классификация и опыт педагогов, работающих в ней. В частных школах учителя получают более высокую зарплату и, возможно, более мотивированны и заинтересованы в работе со школьниками. Однако в государственной школе тоже много "педагогов по призванию", которые порой засиживаются допоздна с особенно одаренными учениками и обращают внимание на всех без исключения ребят, интересующихся учебой. Поэтому разумно было бы перед зачислением ребенка в ту или иную школу поговорить с родителями тех детей, которые уже учатся в выбранном вами учебном заведении и сформировать собственное мнение о преподавательском составе.

Программы, по которым учатся дети в школах, в последнее время стали все более дифференцированными. Все больше средних образовательных учреждений получают статус экспериментальных площадок, что свидетельствует о новаторском подходе к обучению школьников, опыте разработки интегративных курсов (например, объединение в один предмет ряда естественных наук – физики, биологии и т.п. и "вкрапление" в программу русского языка для начальных классов элементов природоведения или истории). Преподаванию иностранных языков в государственных школах также уделяют все больше и больше внимания: практически во всех учебных заведениях, включенных в обзор журнала "Образование и Карьера", английский преподается с 1 или 2 класса, а в средней школе дети начинают учить еще один-два иностранных языка. Так что если вы не собираетесь учить ребенка чему-то экзотическому, бежать в частную школу совсем не обязательно – ему может хватить и нагрузки в государственном учебном заведении.

Наконец, есть еще один важный момент. Если вы видите, что ваш ребенок проявляет больше интереса к техническим и естественным наукам, все же имеет смысл вначале поискать государственную школу: в некоторых из них наработан большой опыт преподавания таких предметов. Пожалуй, можно сказать, что частные школы ориентированы в большей степени на гуманитарное образование и эстетическое развитие личности ребенка. Это не означает, что в частных школах плохо учат физике или математике, просто они еще не накопили достаточного опыта в этой сфере, хотя в некоторых из них успешно справляются с подготовкой школьников в экономические вузы.


Все о высшем образовании >>>>

И еще об одном аспекте, о котором редко говорят, но который, однако, имеет немалое значение для формирования личности вашего ребенка. Отдавая ребенка в частную школу, вы должны быть уверены, что сумеете оплатить не только его обучение, но и одежду определенного уровня, стиля, различные дорогостоящие занятия спортом и хобби (теннис, горные лыжи, подводное плавание и т.п.). Нет, в школе этого может и не быть, но одноклассники вашего отпрыска скорее всего будут происходить из обеспеченных семей, и для них все это будет являться неотъемлемой частью жизни. Вашему ребенку волей неволей придется равняться на них, иначе невозможность "быть не хуже других" может нанести ему психологическую травму. Другое дело, если ваши сын или дочь имеют свою сферу увлечений и преуспевают в каком-то одном деле – тогда они смогут устоять. Но все же поостеречься не мешает