Главная страница > Статьи > Галина Кан: «Олимпиады для младших школьников – это инструмент развития мотивации к обучению»
 
На главную страницу



 

 

 

 

 

 

 






<< обратно к списку статей
Галина Кан: «Олимпиады для младших школьников – это инструмент развития мотивации к обучению»

Автор: Инна Сухарева

Мы продолжаем знакомить наших читателей с проектом «Умназия», который реализуется при поддержке негосударственного института развития «Иннопрактика».

Сегодня наш собеседник - Галина Кан

Расскажите, пожалуйста, как появился этот проект и в чем Вы видите его основную миссию?

Идея создания проекта «Умназия» возникла давно. Прежде чем поступить на мехмат в МГУ, я росла и училась в небольшом городе, который находится за тысячи километров от Москвы, и потому понимаю, насколько ограничены бывают возможности для развития детей вне столицы.

Задача проекта – сформировать у младших школьников навык мышления, научить их получать удовольствие от учебы, предоставить доступ к качественному и современному образованию всем детям, независимо от местожительства.

В рамках нашего проекта мы сфокусировались на начальной школе (большинство продуктов «Умназии» предназначено для младших школьников). Именно в этом возрасте закладывается основа успешного будущего. К 10–12 годам у ребенка уже должен быть сформирован навык мышления. Если этого не происходит, мотивация на дальнейшую учебу у него существенно снижается («все равно у меня ничего не получается»), и наверстать упущенное становится сложно.




Развитие когнитивных способностей детей невозможно без сотрудничества педагогов с родителями. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом выстраивания отношений с родителями. Имеются ли у Вас какие-то свои наработки?

Все родители очень разные. Одни выстраивают для своего ребенка индивидуальную образовательную траекторию и четко ее придерживаются, другие просто хотят, чтобы дети хорошо учились. В помощь родителям, желающим разобраться в современных тенденциях образования, мы проводим вебинары, на которых рассказываем о наиболее эффективных и проверенных образовательных методиках. Мы также активно интересуемся у родителей наших «умназистов» тем, что для них наиболее интересно, и, отмечая спрос на какую-то тему, стараемся создавать нужные и полезные программы.

Что вы считаете наиболее важным в процессе выявления талантов и способностей у детей? Можно ли распознать призвание ребенка?

Я убеждена в том, что для родителей главное – терпение и последовательность. Я – мама двоих детей и не устаю повторять: мозг нужно постоянно тренировать. В то же время важно не переусердствовать: слишком интенсивные тренировки могут навредить. Заниматься нужно понемногу, но регулярно. Даже самый способный ребенок, лишенный возможности регулярно и плодотворно заниматься, напрягать мозг и радоваться результатам прилагаемых им усилий, не сможет достигнуть значимых результатов. Волшебной пилюли не существует: если хочешь добиться успеха – работай.

Что касается способностей ребенка, то внимательные родители их, конечно же, видят. И им решать, готовы ли они целенаправленно заниматься их развитием.

Какая мотивация, на ваш взгляд, важнее: внешняя или внутренняя? И как можно ее развить?

Согласно последим исследованиям, внешняя мотивация часто работает не так, как нужно. Использовать ее очень легко, однако она часто бывает не только бесполезна, но и вредна. Возьмите на вооружение: внешняя мотивация должна работать только в тесной связке с внутренней.

А вот формирование внутренней мотивации – процесс долгий и кропотливый. Ученые-когнитивисты предлагают рассматривать его как выработку у ребенка условного инстинкта: напряжение ума – радость. Поощряйте детей не за пятерки или какие-либо другие достижения, а за старание, за то, что они напрягались и думали. Учитывайте, что похвала учителя или диплом, полученный за участие в олимпиаде, есть результат старания и работы – вот за это и награждайте!

Как Вы считаете, почему бывшие отличники в учебе во взрослой жизни далеко не всегда оказываются успешными в бизнесе?

Об этом сегодня много рассуждают... Человек – не компьютер, одних только когнитивных навыков для успеха недостаточно. Нужно обладать так называемыми soft skills: коммуникативными навыками, способностью ясно выражать свои мысли и чувства, уметь работать в команде, руководить коллективом. К сожалению, этому в наших школах пока не учат, хотя за рубежом подобные навыки считаются не менее важными, чем развитие интеллектуальных способностей. Тем, у кого подобные умения не развиты, добиться успеха в работе, в частности в предпринимательской деятельности, будет очень сложно, несмотря на высокие академические результаты во время учебы.

Что дает олимпиадное движение младшим школьникам, которым сегодня 7–10 лет? Будут ли участники олимпиад иметь какие-либо преимущества в будущем? Главная задача олимпиадного движения – развить у детей уверенность в себе, показать им интересные и нестандартные задания и подготовить к прохождению тестов и решению конкурсных заданий в средней и старшей школе.

Участие в олимпиадах не дает младшим школьникам дополнительных баллов при поступлении в вузы. Это инструмент развития мотивации к обучению, возможность попробовать свои силы и ни в коем случае не повод для разделения на лучших и худших, сильных и слабых. Не следует также разделять младших школьников на математиков и гуманитариев, гениев и отстающих. В этом возрасте дети очень гибки, и все может очень быстро измениться.



Теги: Галина Кан, Умназия, Олимпиады для младших школьников, инструмент развития мотивации к обучению, призвание ребенка, индивидуальную образовательную траекторию, Планета образования

Опубликовано: 30 октября 2019


Как правильно выбрать школу для ребенка?
Индивидуальное консультирование родителей




   
© 2002-2019
Образование для детей
www.edukids.ru
Ваши предложения мы ждем по электронной почте
webmaster@edukids.ru
и по телефону: +7 (495) 545 63 67
Размещение рекламы
info@edukids.ru
Телефон: +7 (495) 545 63 67
Renew Design Сделано в Renew