Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
ВСЕСТОРОННЕЕ КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Автор: Наталья Феликсовна Кацевич, ведущий педагог-психолог «Школы Сотрудничества»

Сегодня большинство родителей понимает, как важно подготовить ребенка к 1 классу, чтобы он уверено и комфортно начал свой школьный путь к знаниям. Но с точки зрения психологов надо не столько научить писать и читать, а подготовить руку к письму (мелкая моторика), развить внимание и память.


Выдающийся психолог Л. А. Венгер говорил:
«Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться»


Поэтому стоит поговорить о ВСЕСТОРОННЕМ КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА, куда входит физическое, личностное, социальное и интеллектуальное развитие. В этом контексте умение ребенка читать и писать – не единственное и даже не самое важное перед 1 классом. Если ребенок не считает до 100 перед приходом в 1 класс, то его научат – лишь бы был хороший учитель и не отбил желание учиться. А вот если у ребенка не развита память или проблемы с речью, то хорошо и легко учиться ребенок не сможет.
Поэтому мы предлагаем вашему вниманию цикл статей-тестов, которые помогут определить, насколько ребенок готов к школе. Важно, чтобы все тестовые задания проводились в игровой форме и были увлекательными. Каждая из этих игр-методик может иметь продолжение . Например, ребёнок может исправлять ошибки Буратино, помогать Коту Леопольду или стать Шерлоком Холмсом.
Внимание!  Если Вас не устраивают полученные результаты, попробуйте сами сделать задание, но, например, левой рукой и показать своему малышу, что и у Вас не всё получается. Чаще подбадривайте, хвалите:  Вы  все-таки пока не в Кембридж экзамены пока сдаете, а дети очень чувствительны к мнению родителей.
Итак, приступим.

 

Первый и главный аспект
Психологическая готовность к школе подразумевает в первую очередь 1.Мотивационно-личностную  готовность, которая включает в себя:
- умение общаться со сверстниками, педагогами;
- умение различать хорошие и плохие поступки;
- быть уважительным и доброжелательным;
- наличие у ребёнка желания учиться;
- представление о себе как о будущем школьнике;
- принятие нового статуса-школьника и связанных с ним обязанностей.

Давайте проведем с ребенком несколько игр-заданий

1 задание.
Устное изложение.
Предложите малышку проанализировать ситуацию, которая изображена на картинке. Пусть ребёнок составит по картинкам рассказ и расскажет о поступках героев.



мелкая моторика подготовка к школе устная речь



2. Тест на коммуникацию.
Приготовьте листочек с нарисованными варежками и коробку с цветными карандашами. И договаривайтесь с малышом, то каждый из вас раскрашиваете варежки так, чтобы они были одинаковыми – вы левую, он правую – и придумайте сюжет или орнамент.
Это  простое казалось бы задание учит ребёнка договариваться, принимать инструкции взрослого, а также находить своё решение – это необходимые качества для жизни в коллективе.

школа Сотрудничества



3 задание.
Беседа и игра.
Задание представляет собой беседу и ответы на вопросы по определению «внутренней позиции школьника», которую разработала к.п.н, Н.И. Гуткина.
Поиграйте в школу, дайте ребенку возможность самому выбрать роль. Если дети в игре выбирают роль ученика, а не учителя и играют «в уроки» (письмо, чтение, решение примеров), то можно говорить о том, что сформировалась позиция школьника. В случае несформированности дети предпочитают играть роль учителя, а не ученика, вместо уроков – перемены, приход и уход из школы .
Кроме наблюдения  за ребёнком, Вы можете провести беседу, которая состоит из 12 вопросов. 

  1. Ты хочешь идти в школу?
  2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
  3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
  6. Какие у тебя любимые книжки?
  7. Почему ты хочешь идти в школу?
  8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или ты бросаешь ее?
  9. Тебе нравятся школьные принадлежности?
  10. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, тебя это устроит? Почему?
  11. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?
  12. В игре в школу что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты беседы, следует обратить внимание:

Ключевыми     являются вопросы: 2 - 8,10 -12.
      Вопросы №1 и № 9 не являются информативными, так как на них практически все дети отвечают утвердительно. Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос № 2 несогласием еще на год остаться в детском саду.
      Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос № 7. Он хочет научиться читать, писать? Или ему надоело в детсаду? Или он хочет быть большим?
         Вопросы № 3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса у ребёнка, а также уровня его развития. О последнем ,  дает некоторое представление ответ на вопрос № 6 о любимых книгах.
        Ответ на вопрос № 8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.
        Если ребёнок еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе № 10 и наоборот.
       Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) „внутренней позиции школьника", В неясных случаях ставится знак (±).

         В любой из этих тестов можно играть многократно, с другими заданиями. И с каждым разом малышу будет проще настроиться на школу.
В следующей статье мы продолжил тему психологической подготовки ребенка к школе.