Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Рейтинг школы. Проблемы формирования независимой оценки качества школьного образования.

Автор: Ту Алий Халидович, заместитель директора по научно-методической работе частной общеобразовательной школы "Ступени"

Рейтинг школы. Проблемы формирования независимой оценки качества школьного образования

«Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом».
("Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").

Формирование независимой экспертной оценки качества работы школы безусловно является открытой и крайне актуальной проблемой в настоящее время.

Если рассматривать современную ситуацию в сфере школьного образования, то нельзя не заметить две устойчивые тенденции: первая - возрастающая автономизация образовательных учреждений, повышение их финансовой и правовой самостоятельности, и вторая - все более глубокая интеграция школ в сферу широкого социально-экономического и культурного взаимодействия.
Изменение правового и социального статуса школы под влиянием макрофакторов: политических, социально-экономических и культурных - очевидно. Главным идеологом этих процессов выступает государство, обществу же отводится роль основного заказчика и потребителя образовательного продукта или услуги. Ключевым понятием тут выступает «образовательная услуга», оно раскрывает суть процессов реформирования образования. Государство оставляет за собой лишь функцию формального регулировщика и контролера деятельности учреждений, предоставляющих образовательные услуги, а заказ или, следуя терминологии рыночной экономики, спрос на эти услуги, формируют потребители – учащиеся и их родители.

Перед самими образовательными учреждениям стоит вполне конкретная задача:
обеспечить соответствие качества предоставляемых услуг как государственным нормам и стандартам, так и запросам потребителя. Выполнение этой задачи становится для образовательного учреждения жизненно важным условием. И все чаще в контексте проблемы качества работы образовательного учреждения употребляется понятие «конкурентоспосособность»: такое качество работы школы, которое выделяет ее из среды других ОУ и делает ее инвестиционно привлекательной для потребителей образовательных услуг.

Можно спорить о различных составляющих инвестиционной привлекательности образовательного учреждения для потребителей образовательных услуг, но попробуем все же рассмотреть этот вопрос исходя из главного аспекта, который будет определять развитие школьного образования в России в ближайшем будущем, - финансового:

«Деньги следуют за учеником» («Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").

Прошла пора, когда государственная школа не была напрямую заинтересована в «клиенте». «Деньги следуют за учеником». Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно - подушевого финансирования»,- заявлено в Национальной образовательная инициативе "Наша новая школа".

А куда последуют ученики в условиях отмены принципа территориального закрепления за школами? Какие факторы определяют выбор учебного заведения родителями, куда пойдут их дети, а значит, и деньги? Существуют ли сформировавшиеся объективные системы оценки качества образовательной деятельности школы? Что является основными критериями для родителей при выборе учебного заведения и как учащемуся или родителю получить информацию о качестве работы школы?

Независимый рейтинг вполне мог бы стать одной из форм удовлетворения информационных запросов родителей и одним из инструментов формирования инвестиционной привлекательности для школ. Есть ли в настоящее время такие независимые исследования, кем и в каких целях они проводятся, насколько объективны такие рейтинги? Давайте рассмотрим эти вопросы.

Первыми ОУ, которые осознали необходимость формирования положительного образовательного имиджа школы у широкой социальной аудитории, были негосударственные школы. Они сразу приняли главные требования формирующегося рынка образовательных услуг: умения адаптироваться, развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы и рекламировать свою деятельность. Частные школы напрямую зависели и зависят от финансирования частных лиц и организаций, и вопросы высокого образовательного статуса школы, регулярного подтверждения этого статуса в рейтинговых исследованиях, отражения работы школы в СМИ являются проблемами формирования инвестиционной привлекательности школы. Высокое место школы в специализированном рейтинге могло бы существенно облегчить эту задачу.

Попробуем кратко остановиться на вопросах формирования независимых рейтинговых исследований сначала на примере именно негосударственных школ.


Рейтинг школ. К истории вопроса.

В начале 90-х частные школы возникли не только как школы, дающие возможности получения образования на базе государственных и альтернативных программ обучения, но и как школы, предлагающие качественно новые условия организации и сопровождения образовательной деятельности. Высококвалифицированный педагогический состав, программы дополнительного образования, режим работы, материальные и бытовые условия, психологический комфорт - это в то время выгодно отличало зарождающуюся альтернативную форму школьного образования. Поэтому эти аспекты работы частных школ были положены в основу первых регулярных рейтинговых исследований.

К этому же времени относятся первые публикации рейтингов негосударственных школ в таких изданиях, как журнал «Карьера» и «Куда пойти учиться». Несколько лет эти издания являлись основными печатными СМИ, которые, привлекая профессиональных социологов, составляли и вплоть до последнего времени регулярно публиковали рейтинги негосударственных школ.
Подбор школ для анкетирования, сбор и обработку данных осуществляли менеджеры информационных служб изданий по критериям, составленным социологами. Затем рассчитывали Общий Коэффициент Рейтинга, определяющий «рейтинговые места» школы.

Довольно быстро место школы в таком рейтинге стало объектом конкурентной борьбы. Важна была не только многочисленная читательская аудитория изданий (например, аудитория популярного портала «Учеба.ру», на котором размещается интернет версия журнала «Куда пойти учиться», насчитывает несколько тысяч посетителей в сутки), но и сам факт нахождения школы в таком рейтинге. Поскольку многие издания называли свои исследования рейтингами качества, в глазах родителей высокое место школы в рейтинге могло действительно служить подтверждением высокого образовательного статуса школы и высокого качества ее работы.

Небезынтересно будет рассмотреть основные показатели рейтингов начала и середины 2000-х на примере критериев рейтинга негосударственных школ, опубликованном в журнале «Куда пойти учиться», № 14, от 10.04.06 (печатается без изменений)

Блок 1: Характеристика обучения

  • наличие лицензии и аккредитации ОУ;
  • год основания школы;
  • количество человек в классе;
  • изучаемые языки;
  • профиль обучения в старших классах (дополнительные предметы);
  • количество иностранных языков, изучаемых в школе и количество уроков в неделю;
  • преподавание языка носителем;
  • сдача экзамена на языковые сертификаты и языковая стажировка;
  • количество выпускников, поступивших в вузы;
  • количество медалистов;
  • победы на предметных олимпиадах;
  • награды школы

Блок 2: Характеристика преподавательского состава

  • количество преподавателей с присвоенными званиями;
  • количество детей в расчете на одного педагога;
  • количество психологов и логопедов на 100 учеников;
  • контакты с вузами

Блок 3: Характеристика условий обучения

  • техническая база;
  • помещение;
  • средняя площадь учебного заведения в расчете на 1 учащегося;
  • средняя площадь классов;
  • наличие автопарка, доставка детей;
  • контроль здоровья и медицинская служба;
  • количество экземпляров библиотечного фонда;
  • расходы школы на питание 1 ученика в день

Блок 4: Дополнительные занятия и спорт

  • факультативные занятия, предметные кружки, спортивные занятия;
  • спортивный комплекс.

По результатам расчета общего коэффициента рейтинга определялись рейтинговые места:

 

Нетрудно заметить, что большинство критериев в основном были ориентированы на учет количественных показателей. Они формально характеризовали условия предоставления образовательных услуг, не затрагивая вопросы их реального качества, иногда отражая лишь моду на ту или иную образовательную услугу или на образовательный тренд.

С вводом в 2004 году государственных образовательных стандартов и в связи с грядущей перспективой ввода ЕГЭ, частные школы, чуткие на изменение образовательной конъюнктуры, стали в своей работе делать ставку не только на комфортные условия пребывания детей в школе, внедрение инновационных образовательных программ и технологий, но и на качественное усвоение учащимися требований государственных образовательных программ.

Внимание к ребенку, психологический климат, комфорт, остались важными факторами, определяющими выбор учебного заведения, но постепенно существенно возросли требования к подготовке учащихся, к качеству их образования.

Многие частные школы стали указывать на наличие независимой экспертизы качества знаний учащихся как на подтверждение высокого качества образования, справедливо считая такую экспертизу фактором конкурентного преимущества школы.

В подборе критериев, определяющих рейтинг школы, тоже произошли изменения. Появились такие показатели, как «Качественная успеваемость», «Средний балл выпускных экзаменов», «Количество научно-методических публикаций учителей», «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся», «Наличие дистанционных форм обучения», «Возможность обучения по индивидуальным программам», «Средний стаж работы учителей в данной школе».

Тем не менее, даже такие, доработанные с учетом профессионального мнения рейтинги не стали объективным ориентиром для родителей, выбирающих для своего ребенка школу. Отсутствовала процедура верификации данных, предоставляемых школами. Высокие «рейтинговые места» стали частью рекламной компании некоторых частных школ. И главное: даже самые объективные рейтинги всего лишь подтверждали неофициальный статус школы.

А что же школы государственные?


Лучшие школы России: от частных к государственным?

Нужно отметить, что изначально некоторые СМИ, составляя рейтинги лучших школ, включали в него и государственные школы. Так, в начале 2000-х в журнале «Формула карьеры» публиковался рейтинг «Сто лучших школ России». Участие школ в рейтинговом опросе было добровольным и проводилось во многих регионах России. Сначала в одной рейтинговой таблице были представлены и государственные, и негосударственные школы. Позже все школы были ранжированы по типу: лицеи, гимназии, общеобразовательные школы и по форме собственности ( государственные и частные).

Просуществовал этот проект недолго. Среди причин завершения проекта не только трудность сбора информации о школах России по регионам, но и появление конкурса «Лучшие школы России». По результатам этого конкурса ежегодно с 2004 по 2008 год публиковались списки лучших школ России по различным номинациям.

В 2006-2008 годах в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на сайте министерства образования и науки публиковался список школ - победителей конкурса в номинации «Инновационные школы».

В 2006 году к теме лучших школ Москвы обратилось такое авторитетное издание, как «Известия», опубликовав свой рейтинг лучших государственных школ исходя из результатов московских городских олимпиад по ряду предметов.

Понятно, что в контексте этих «рейтингов» речь шла не о массовой школе, а о школе эксклюзивной. Количество этих школ не настолько велико, чтобы определять общее положении дел в школьном образовании, и учиться в них сможет далеко не каждый ребенок. Статус инновационной школы или уровень учебных достижений учащихся являются хоть и важными, но не единственными показателями при рассмотрении вопроса качества работы школы.

Конечно, нельзя не считать серьезными и интернет рейтинги государственных школ на основе свободного голосования пользователей различных Интернет - порталов.
Официальная же статистика качества образовательной деятельности школ осуществляется органами управления образования и их структурными подразделениями по отдельным направлениям (например, результаты сдачи ЕГЭ или диагностика качества обучения), она либо не всегда носит публичный характер, либо публикуется на интернет – порталах официальных учреждений для ознакомления с нею специалистами.

Конечно, говоря о рейтинге школы как об оценке качества ее работы, нельзя не затронуть вопрос создания государственных систем оценки качества образования - задача, которая выполняется сейчас на всех уровнях системы образования России: федеральном, региональных, муниципальных, на уровне образовательных учреждений.

В Москве разработкой модели оценки качества общего образования занимается специальный центр - Московский центр качества образования. Практическим результатом этой работы станет создание Московского регистра качества образования, который будет содержать информацию обо всех учебных заведениях Москвы и учитывать количественные и качественные показатели образовательной деятельности школ.
Критерии таких систем оценки качества образования, конечно, более объективны, они затрагивают вопросы всех направлений работы школы: от содержания обучения (содержание программ учебных предметов, учебных пособий, УМК) и профессиональной компетентности учителя до наличия системы внутришкольного управления качеством образования.

«Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций».  ("Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа")

 
Это еще один путь создания независимой системы оценки качества образования.

На Западе, в частности в США, процедура контроля качества образования все больше становится прерогативой общественных институтов. С 1994 года существует Комиссия международной и межрегиональной аккредитации (СITA). Она объединяет ведущие американские агентства по аккредитации образовательных учреждений. И этот более чем столетний опыт общественной аккредитации говорит о высокой репутации и возможностях общественных и профессиональных организаций в проведении независимой экспертизы качества работы образовательных учреждений.

В этом смысле дополнительным инструментом оценки качества и подтверждения высокого профессионального уровня работы школы вполне может быть процедура прохождения ею добровольного общественно-профессионального аудита. В некоторых регионах, например, в Москве, такая процедура уже сформирована и проводится. Оценка качества работы школы, проводимой под эгидой АсНООР[1] , ориентируется на организацию работы школы в рыночных условиях и предполагает наличие в школе своего корпоративного стандарта качества.

Показателями качества работы образовательного учреждения по версии АсНООР являются:

1. Результаты обучения

  • результаты ЕГЭ;
  • медалисты;
  • участие в профильных олимпиадах

 2. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

  • управление образовательной средой;
  • библиотечное и информационное обслуживание;
  • управление информационными ресурсами

3. Деятельность по разработке, внедрению и улучшению системы менеджмента качества (СМК) ОУ

  • внедрение процессного подхода;
  • планирование и построение организационной структуры СМК (системы менеджмента качества), распределение ответственности и полномочий;
  • построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга процессов ОУ;
  • планирование процессов ОУ;
  • внутренние и внешние аудиты (проверки, экспертиза) и самооценка ОУ и его структурных подразделений

4. Менеджмент персонала

  • механизмы определения квалификационных требований к персоналу, его подготовке и повышению квалификации;
  • механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала по улучшению качества функционирования ОУ;
  • обеспечение обратной связи и диалога между персоналом, родителями, учащимися и руководством ОУ;
  • повышение квалификации педагогических кадров.

Конечно, невозможно говорить о формировании независимых рейтингов образовательных учреждений вообще и школ в частности вне контекста формирования цивилизованного, информационного, а значит, и образовательного пространства страны. Это означает одно - в будущем задача рейтинговых исследований должна состоять не в том, чтобы избежать субъективного - формального или коммерческого подхода при составлении собственных рейтингов, а в том, чтобы объединить, проанализировать и публично представить результаты различных по форме и содержанию государственных и общественно - профессиональных экспертиз, дополняя их данными серьезных социологических исследований. Государству, обществу и самим образовательным учреждениям очень важно иметь унифицированную федеральную и (или) вариативные региональные системы независимых рейтинговых исследований качества образования как формы публичного подтверждения высокой государственной и общественно - профессиональной оценки качества работы школы.