Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Как изучать иностранный язык с детьми

Автор: Казанская Н.В. (автор программы English&I для детей 2-7 лет)
По материалам сайта: http://www.planetaedu.ru/

Как учить иностранный язык с детьми?
Усвоение информации у детей и взрослых происходит по-разному, даже отношение к познаваемому складывается неодинаково. Для взрослых первична сама информация, а отношение к ней уже вторично, и основана она на ранее полученном знании. Для малышей, наоборот, отношение к чему бы то ни было является определяющим, т.е. что им нравится, они готовы постигать бесконечно, вернее пока не надоест, не разонравится. Если же ребёнку что-то не понравилось (будь то игрушка, книжка, дед с бородой и т.д.), он наотрез откажется иметь с этим дело.
Что любят делать все дети без исключения? Конечно же, играть. Через игру возможно донести до маленького человека любое знание, лишь бы было интересно и не утомительно. Поэтому важно подбирать развивающие игрушки, ориентированные на определённый возраст, чаще менять виды деятельности, между основными этапами урока вводить физкультминутки и музыкальные паузы. Программа "English and I" базируется именно на этих принципах, и даже самое тяжёлое языковое наполнение облекается в форму театрального представления, а нудные диалоги и топики - в песенки (уберите музыкальное оформление - и получите материал для общения).

Познавательное развитие дошкольников от 2 до 7 лет подразумевает накопление информации об окружающем мире, её упорядочивание и систематизацию.

В период от 2 до 4 лет малыш добывает информацию, лично участвуя в различных ситуациях. Следовательно, на уроках английского учителю для подачи материала нужно создать такую игровую ситуацию, которая сделает процесс усвоения лёгким, и вовлечь в неё ребёнка, чтобы он был непосредственным участником событий. В качестве основной развивающей игрушки подходят домики-сортеры с животными, которых можно не только вставлять в подходящие отверстия, но и позвать (Come here!) и спросить: "Кто это?" В этом возрасте дети знают русские наименования предметов и легко отвечают на вопросы: Кто? Что? Не сложно им также давать простые характеристики, если их спросить о предмете: Какой? С помощью того же домика-сортера возможно изучать цвета, а добавив мягкие игрушки, дать понятие: мягкий - жёсткий (soft - hard), лёгкий - тяжёлый (light - heavy) и т.п.

К 4 - 5 годам дети могут давать предметам более сложные характеристики: Кому и для чего они нужны. Происходит знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия, установление связей между предметами и явлениями. В сознании ребёнка выстраивается целостная система представлений. На уроках можно уже вводить сравнение (comparisons) , использовать настольные игры на выявление различий. Так, при изучении темы "Семья" можно сравнивать мужа и жену (кто выше, сильнее, ниже, слабее: taller, stronger, shorter, weaker), их детей и родителей; дать описание каждого и определить, кто на кого похож; выяснить, кто кем и кому приходится. Для этого подойдут игрушечные человечки, мягкие игрушки разных размеров или картинки с изображением членов семьи.

В 5-6 лет ребёнок способен анализировать и обобщать, классифицировать и устанавливать закономерности. В этом возрасте, интересно играть в логические игры типа "Угадай кто" или "Кто где находится", основанные на принципе "вопрос-ответ", причём диалог уже ведётся практически без помощи учителя на английском языке, а благодаря постоянным повторам отрабатывается конкретная грамматическая конструкция:

A: Do you have brown hair?

B: No I don't. Do you have blond hair?

A: No, I don't. Do you have a big nose?

B: Yes, I do.

+

Каждый год жизни ребёнка - это целая эпоха со своими характерными особенностями. Вот почему, работая с группами, нельзя объединять детей разных возрастов. Идя в след за природой ребёнка, программа "English and I" рассчитана на 3 групповые категории: от 2,5 до 4 лет, от 4 до 5 лет и от 5 до 6-7 лет.
Игровой метод проведения урока избран, исходя из неустойчивости детского внимания и быстрой потери интереса к выполнению длительного по времени действия. Опора на зрительный ряд максимальна, т.к. мышление дошкольников имеет наглядно-действенный характер, и при анализе явлений действительности дети отталкиваются от реальных предметов или их прямых заменителей - картинок. Помимо частой смены игровой деятельности следует менять и игровые зоны: за столом - на ковре - у плаката - на стульчиках - в проходе и т.д. Помните, игра - единственный способ изучить английский с малышом.

Казанская Н.В. (автор программы English&I для детей 2-7 лет)

Конкурс на знание английского языка для школьников 1-6 классов Допиши рассказ