Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Добровольная проверка

Автор: Владимир Правоторов
интерес родителей к частным школам неуклонно растет. Равно как растут и требования к подтверждению качества образовательных услуг. Теперь в России появилась первая независимая процедура

По данным, интерес родителей к частным школам неуклонно растет. Равно как растут и требования к подтверждению качества образовательных услуг. Теперь в России появилась первая независимая процедура оценки качества образования в негосударственных школах. Это существенный шаг в развитии школьного образования, но представители профессионального сообщества говорят, что они еще только в самом начале пути.

До 2007 года аудит школ (здесь более уместно слово «проверка») был тесно связан с государственным лицензированием. Соответственно, данную проверку осуществляло государство в лице чиновников различных ведомств. Между тем, в развитых странах подобный аудит давно проводится не государством, а силами профессиональных сообществ. Одним словом, идея независимого аудита негосударственных школ в последние годы витала в воздухе. Понимало это и государство – в 2007 году был принят закон «О саморегулируемых организациях». Под последним понимаются организации, которые объединяют юридические лица, связанные единой профессиональной деятельностью. Закон говорит о том, что саморегулируемые организации могут заниматься оценкой качества вступивших в них членов и выдавать по итогам этой оценки сертификат качества.

Изменения в законодательстве и стали основным катализатором развития процесса появления независимого аудита. Инициатором стала Ассоциация Негосударственных Образовательных Организаций Регионов РФ (АсНООР), действующая на рынке уже 12 лет и являющаяся самым крупным профессиональным сообществом негосударственных школ. В середине 2008 года АсНООР представил разработанные документы – Критерии оценки качества услуг в сфере образования и Регламент общественно-профессионального аудита. Подчеркнем – добровольного аудита! Первоисточником этих документов стали разработки Министерства образования, доработанные Центром качества образования. Кроме того, сюда вошли некоторые положения упомянутого выше Закона. Наконец, документы разрабатывались при участии ряда негосударственных школ из Москвы и регионов.

«Эти критерии оценки качества подходят и для самоаудита, который любая школа может провести своими силами, - рассказывает Ирина Боганцева, директор Европейской гимназии, директор Центра Общественно-Профессионального Аудита, созданного в рамках АсНООР. – Когда мы только «обкатывали» документы, то провели у нас в Европейской гимназии самоаудит. И хотя мы давно и усиленно работаем над улучшением качества обучения, мы обнаружили, что нам еще очень много нужно сделать в школе. И вот буквально только сейчас мы внедряем новые технологии, которые уже повышают качество нашей работы. Ведь иногда бывает, что ты работаешь изо всех сил, но оказывается, что не совсем в том направлении. Поэтому необходимо «сверять часы», смотреть опыт других школ. Когда мы делали самооценку, то понимали, что даже если это не будет востребовано рынком, то для нас сама эта процедура очень важна и полезна. Процесс мобилизует сотрудников, заставляет осмыслить результаты своей работы. Ведь сертификат – это просто бумага».

Эксперты говорят, что инициатива АсНООР была положительно воспринята государственными органами. На первых аудитах, которые прошли во второй половине 2008 года, уже побывали сотрудники Городской службы лицензирования и аттестации, отметившие, что полученный школой сертификат будет учитываться при получении государственной лицензии. Представители школ и государства сходятся во мнении, что оценка и лицензирование должно переходить в руки профессионального сообщества, ведь его члены гораздо глубже чиновников знают специфику работы негосударственных школ. Новый аудит как раз предусматривает это – согласно Регламенту, проверку могут проводить только представители руководства негосударственных школ (директора и заместители). Составители постарались максимально избежать пересечения интересов – в комиссию должны входить представители школ различных округов, а инспектируемая школа должна также представлять другой округ. Минимальное количество членов комиссии – три. Кроме того, аудиторы из двух разных школ не могут проверять друг друга. Аудит проходит за один рабочий день примерно в течение 5-7 часов.

В чем же заключается суть проведения общественно-профессионального аудита? Составители отобрали 13 критериев оценки качества образовательных услуг, большая часть которых связана с организацией системы менеджмента качества. Кроме того, критерии учитывают результаты ЕГЭ, количество медалистов и участие в профильных олимпиадах. Школа не подвергается тотальному аудиту, когда инспектируется все, начиная от ассортимента блюд на обед до качества ремонта. В данном случае делается фокус на самое главное – на качество обучения. За пределами оценки остаются индивидуальные особенности каждой школы. Они практически не подлежат оценке, так как очень варьируются от школы к школе. Школа самостоятельно готовится к аудиту, зачастую перед этим проходит самооценку. Школа имеет полную свободу выбора документов (программ, планов, инструкций и пр.), подтверждающих достижение заявленного уровня качества образования. Представители школы, где проходит аудит, обычно приглашаются на предыдущий аудит, где имеют возможность увидеть, как это происходит на самом деле.

На данный момент аудит прошли 4 негосударственные школы: Европейская гимназия, лицей «Столичный», школа «Олимп Плюс» и школа «Интеграция XXI век». Эксперты полагают, что общественно-профессиональный аудит негосударственных школ пока находится в стадии становления. С каждой новой проверкой инструментарий (Регламент и Критерии оценки) дополняется и исправляется. «Главная сложность, которую я вижу, - говорит Ирина Боганцева – в том, что некоторые школы не хотят быть открытыми, это их принципиальная позиция. Закрытость объясняется нежеланием делиться своими якобы секретами и ноу-хау, что позволит сохранить свое конкурентное преимущество. Но разве закрытость помогает этим школам быть лучшими? Это очень спорный вопрос»