Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Зеркало для школы: что не отражают рейтинги частных школ

Автор: Ту Алий

Зеркало для школы: что не отражают рейтинги частных школ

Источник: www.nou-stupeni.ru

Автор: Ту Алий (заместитель директора частной школы «Ступени»)
Считается, что достаточно полную и точную картину качества образовательной деятельности частной школы отражают рейтинги школ Москвы. Составляются они специализированными изданиями и служат родителям ориентиром при выборе частной школы для ребенка.
Рейтинг школы, действительно, может служить ориентиром при выборе учебного заведения, но отнюдь не единственным и не самым главным. Сегодня можно уверенно сказать, что рейтинговых исследований, дающих объективную картину положения частной школы в образовательном пространстве, качества ее работы, просто не существует.

  • Что же необходимо учитывать родителям при выборе школы на основе данных многочисленных рейтингов?
  • В чем, на наш взгляд, основные недостатки формирования рейтингов частных школ Москвы?

В отличие от Западной Европы и Америки, где в основе проведения и составления рейтинговых исследований лежит многолетний опыт серьезной аналитической работы, используются апробированные методики, всесторонне учитывающие образовательную деятельность школы или Вуза, в России на сегодняшний день приходится говорить лишь о формировании культуры рейтинговых исследований.

Достоверность и объективность

Даже самые объективные рейтинговые опросы не свободны от неполного, формального подхода в оценке школ. Место частной школы в рейтинге определяется на основании таких критериев, как: состояние и площадь здания, техническая оснащенность кабинетов, режим работы, квалификация преподавателей и наличие инновационных программ, количество изучаемых языков, сотрудничество с Вузами, стоимость обучения, питание, транспорт и т.п. Многие рейтинги не учитывают такие ключевые показатели, как стаж образовательной деятельности, наличие государственной лицензии и аккредитации, права школы на занимаемое здание.
Большинство «методик» составляют сами авторы этих «исследований», или, что еще чаще встречается, заимствуют их из СМИ. Информацию об образовательном учреждении рейтинговым изданиям предоставляют сами школы, ее достоверность проверяется лишь выборочно, и по отдельным показателям. Степень объективности таких рейтингов напрямую зависит от выбора критериев оценки, методик расчета, а по существу, от компетентности и объективности составителей.

Реклама

Есть и еще одна проблема. Приходится признать, что составление и публикации рейтинга школы может являться частью рекламной компании, и служить элементом «раскрутки» школьного бренда. В этом случае электронные и печатные СМИ начинают, как по команде, пестреть заголовками о «высоком» рейтинге школы. Чем больше бюджет рекламной компании, тем выше такой рейтинг, и тем дороже стоимость обучения в школе, ведь в данном случае родители де-факто оплачивают еще и PR расходы ее учредителей.




Программы и инновации

Наличие помимо государственных собственных инновационных и международных образовательных программ – это, безусловно, положительные показатели, но насколько такие программы нужны и эффективны, это вопрос профессионального исследования. Ясно одно: стоимость обучения в такой частной школе будет дороже в разы. Иногда родителям выгоднее оплатить обучение ребенка заграницей, используя одновременно для учебы в России экстернат, как форму получения среднего (полного) образования.

Дополнительные услуги и стоимость

Кроме этого, при выборе школы, существуют вопросы, которые важны для родителей, но не учитываются при составлении рейтинга, а именно: входит ли в стоимость образовательных услуг доставка ребенка в школу и обратно, требуют ли дополнительной оплаты индивидуальные занятия, кружки, секции, экскурсии, бассейн, корт. Важны вопросы качественного медицинского и психологического сопровождения.

Питание

Если у ребенка есть проблемы со здоровьем предпочтительнее частные школы с питанием, которое готовится из свежих продуктов непосредственно в школьной столовой, а не привозится в термосах из пунктов общепита.



ЕГЭ

И еще, в связи с вводом Единого Государственного Экзамена некоторые частные школы стараются избегать набора учащихся в 11 класс. Известны попытки расформирования старших классов под предлогом их малочисленности и нерентабельности. Это говорит о серьезных проблемах с качеством обучения в данной школе.
В заключении следует подчеркнуть, что говоря о проблемах составления рейтингов негосударственных школ, не нужно забывать о том, что традиции профессионального подхода к проведению рейтинговых исследований на Западе формировались не годами, а десятилетиями, учитывали не только запросы рынка, но и менталитет нации.
Позиция автора статьи и администрации школы «Ступени» состоит в том, что для сектора частного образования столицы принцип добросовестной рекламы, а значит и конкуренции, должен стать руководством в профессиональной деятельности.
Рейтинг не может оставаться только инструментом формирования рекламного имиджа школы, его задача-стать частью общественно-профессионального аудита с целью объективного информирования общества, формирования цивилизованного информационного, а значит и образовательного пространства страны.