Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
ТРАДИЦИИ И РЕФОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНСКОЙ ШКОЛЫ

Автор: Павлова Татьяна Леонидовна - кандидат педагогических наук




Все о высшем образовании >>>>

Уже не одно десятилетие Япония поражает мир своими успехами в различных областях жизни, в том числе и в образовании. Однако, сами японцы относятся к ним весьма критично.

Особую неудовлетворенность результатами образования ученые и общественность стали проявлять в конце 80-х-начале 90-х годов. Именно в этот период началась третья радикальная реформа образования современной Японии. Потребность в ней обусловлена не столько кардинальными социальными переменами, сколько осознанием ответственности перед грядущим XXI веком. В этой связи текущая реформа направлена на прогнозирование и активную адаптацию к постоянно меняющимся требованиям времени.

Базовые принципы образовательной реформы Японии предполагают развитие структуры непрерывного образования, создание гибкой системы образования, актуализацию личности учащегося, воспитание уважения к ней.

Несмотря на реформирование, японская школа остается верна педагогическим традициям. Однако педагогические традиции не однородны ни в педагогическом, ни в социальном отношениях. Поучительного и самобытного в японском образовании немало: во все времена ему отводилась самая почетная роль. В знании, мудрости и нравственности видели могущество нации.

Образовательная система этой страны учреждена в 1947 году и представляет пять ступеней от детского сада до университета со следующей продолжительностью обучения : 3-6-3-3-4. Структурно она напоминает американскую, но наполнена своим специфическим содержанием. Японская школа использует передовой зарубежный опыт воспитания, профессионально приспосабливая его к своим национальным условиям и особенностям.



Школа в Японии

Главной целью японской школы является воспитание "уверенных в своих силах граждан миролюбивого и демократичного общества, уважающих права человека, любящих мир и правду". Основной Закон об образовании определяет необходимость развития политического кругозора и религиозной терпимости у учащихся, но запрещает учебным заведениям любые связи с политическими партиями и религиозными организациями.

Детские сады Японии - первая ступенька системы осознанного формирования гражданина Отечества. Большое внимание уделяется здесь формированию ценностного отношения к здоровью, окружающей природе и людям, развитию чувств.

Обращается внимание и на формирование навыков самостоятельной деятельности, группового сознания и социальной ответственности. И за этим стоит не декларация, а хорошо отработанная технология, предполагающая обучение детей анализу возникающих в играх конфликтов и поиска способов выхода из них.

Немаловажным в данной технологии является и "научение" детей избегать прямого соперничества, так как даже детское сообщество должно быть единым, а победа одного неминуемо может означать "потерю лица" другого. Формируется оно всем укладом жизни: от традиции иметь и носить униформу до тщательной подготовки и проведения совместно с родителями незабываемых ежегодных фестивалей, пикников, дней рождений.

Известно, что японская мораль не стимулирует личной инициативности, что и определяет интенсивное обучение традиционным основам общения и деятельности.

Помогает в этом и семья, которая традиционно достаточно дружна. И сегодня несколько поколений проживает под одной крышей. Таких семей, состоящих из трех и более поколений, насчитывается около 12%. Редкими являются разводы. Так, статистические данные за 1996 год говорят, что на 1000 человек в Японии приходится 1,57 разводов, что значительно меньше, чем во многих западных странах. Средний возраст вступающих в брак для мужчин составляет 29,7 года, а для женщин - 27,1 года. Это обстоятельство способствует формированию осознанного отношения к созданию семьи и ответственности за воспитание детей.

Дом и семья с детства воспринимаются местом психологического комфорта, а мать - олицетворением его. Поэтому для ребенка самым тяжелым наказанием является отлучение от дома, даже на короткий срок. Вот почему за провинность ребенок наказывается не запретом выходить на прогулку с друзьями, а отлучением от дома.

Во взаимоотношениях родителей с детьми невозможно заметить в общественных местах, на улице громкого требовательного или осуждающего обращения, угроз, шлепков, подзатыльников. Нет и практики "безобидного" материнского крика из окна дома по поводу возвращения загулявшегося ребенка домой.

Опыт организации взаимодействия с ребенком в детском саду и дома помогает достаточно мягкой адаптации ребенка к школе, где его ждут бесконечный экзаменационный марафон и равнение на престижное образование в престижной школе.

Процесс становления человека как личности, вхождение его в традиционную культуру народа, приобщение к принятым нормам в раннем детстве даёт свои положительные результаты. В Японии проводятся целый ряд праздников для детей, которые позволяют формировать у них чувство сопричастности к традициям своей страны. Третьего марта по всей Японии проходит "хинамацури" - праздник кукол для девочек. В этот день в домах появляются многоярусные подставки красного цвета, на которые выставляются изящные куклы, символизирующие императорскую семью. А для мальчиков пятого мая проводится праздник "кодомо но хи". В этот день на крышах домов и в садах вывешивается большое количество флагов и знамен, по форме очень похожих на карпа. Их количество зависит от числа проживающих в доме мужчин.

Традицией можно назвать и церемонии по случаю достижения детьми трех, пяти и семи лет. Они проводятся 15 ноября в синтоистских или буддийских храмах. Именно в этот день девочек одевают в кимоно, раскрашивают им щеки, пышно украшают волосы. Мальчики надевают "монцуки" - короткое верхнее кимоно с фамильным гербом и "хакама" - часть японского официального костюма в виде широких шаровар. Пышное богослужение завершается молитвой о ниспослании детям крепкого здоровья.

Особенностью приобщения детей и подростков к нормам поведения в обществе можно назвать ориентацию на развитие группового сознания. Эта задача с успехом решается в современной японской школе.

Первое апреля - начало учебного года и своеобразная "инициация" на право быть японцем. Индивидуальность, какой бы она ни была яркой, не привлекает учащихся, а скорее отторгается детским коллективом. В школе должны быть все похожи, а потому даже "нестандартный" цвет ранца и школьного костюма может стать дополнительным риском для его хозяина. 3ачастую стандартизации подлежат не только одежда и школьные принадлежности, но и мысли. В начальной школе количество детей в классе может достигать 40 человек. Поэтому школьные группы класса играют важную роль как в учебном процессе, так и вне его. Группы детей поочередно проводят уборку своего класса, коридоров, туалетов и школьного двора, что помогает формировать такие качества личности как трудолюбие, старание, умение преодолевать себя, подчинять свои чувства интересам коллектива, управлять своими эмоциями.

Предпочтение в начальной школе отдается моральному воспитанию и организованной внеучебной деятельности. Традиция приоритетной роли воспитания поддерживается семьей. Японский язык является важной частью как образования, так и воспитания подрастающего поколения. Чтобы уметь писать по-японски, необходима постоянная практика и аккуратность. Известно, что в японском языке присутствует три алфавита. Помимо китайских иероглифов "кандзи", пришедших в Японию в VI веке, существует ещё две системы письменности: "хирагана" и "катакана", каждая из которых имеет по 46 букв. "Кандзи" используется для выражения не только слов, но и целых понятий. По окончании начальной школы дети должны знать прочтение и написание около тысячи кандзи.

Единообразие, унификация, единство содержания образования и воспитательная направленность обучения до недавнего времени оставались определяющими характеристиками современной начальной и неполной средней школы Японии. Сегодня учеными и практиками бурно обсуждаются проблемы индивидуальности и развития способностей.

До недавнего времени в японском языке и в педагогике ставился знак равенства между образованностью и способностями. И это вполне объяснимо, ибо система образования была ориентирована на формирование и воспитание исполнителей, послушных функционеров. Сегодня в японской педагогической печати подчеркивается наличие "острой потребности в творческой личности" и необходимости заниматься выявлением одаренных детей в раннем возрасте.

Для японского учителя все дети равны, среди них нет слабых и сильных, а есть ленивые и прилежные, что и объясняет отсутствие специальных программ как для одаренных, так и для отстающих детей. Нет в школах и "второгодников". Помогают "выравниванию" детей "дзюку" или "ёбико" - репетиторские школы, весьма популярные в Японии. Около 80% детей старших классов начальной школы и 95% средней школы посещают в вечернее и воскресное время "дзюку", ибо японская школа не гарантирует своим ученикам уровня знаний, необходимого для поступления в университеты или другие учебные заведения.

Это приводит к вовлечению учащихся, учителей и родителей в нездоровую и необоснованную соревновательность вступительных экзаменов, что порождает серьезные стрессы среди школьников. Именно это обстоятельство подтолкнуло к реформе высшего образования. Так, в ряде университетов Японии вводятся плюралистические критерии отбора поступающих, развивается компьютерная система предоставления вузовских учебно-методических и инструктивных материалов старшим средним школам, совершенствуется методика предоставления возможности сдавать несколько вступительных экзаменов в государственные и муниципальные вузы.

Третья реформа образования в Японии в качестве ключевых понятий обозначила такие, как "развитие способностей", "разнообразие", "индивидуализация", "непрерывное образование". Для реализации поставленных целей была создана система экспериментальных учебных заведений, некоторые из них работают при государственных университетах.

Интересен опыт новых образовательных учреждений для молодежи: старшие средние школы с зачетной системой, позволяющие индивидуализировать программу изучения и режим обучения; Открытый университет с современными видеообразовательными центрами.

Работая в режиме эксперимента, японские педагоги творчески осваивают заимствованные идеи как классической педагогики прошлого, так и современных образовательных площадок Европы и Америки. Министерство просвещения Японии организационно и финансово поддерживает и комплексные историко-педагогические исследования, касающиеся феномена российской школы и педагогики. Так, Хоккайдский государственный университет работает над проблемами советской педологии и историко-сравнительного анализа образования в России в послереволюционный и перестроечный периоды.

Анализ современного состояния реформ японской школы, очевидность выхода её на новые уровни, технологии говорят и об удивительной способности японского народа в большом и малом сохранить свою историю, культуру, всё то, что определяет их самобытность.