Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Дошкольникам нужны серийные движения

Автор: Интервью с Натальей Савицкой, заместителем директора по научной работе Центра детской нейропсихологии




Все о высшем образовании >>>>

- Наталья Сергеевна, что именно необходимо ребенку дошкольного возраста для полноценного физического развития?
- Формирование двигательной сферы ребенка начинается с самого рождения и при этом довольно рано заканчивается, поэтому работать с ней особенно важно именно в дошкольном возрасте. Двигательный компонент является наиболее значимой составляющей, в первую очередь, навыка письма. Обучение письму и развитие двигательной сферы в целом делится на два этапа. Первый – это развитие мелкой моторики. Например, от того, как ребенок держит ручку, зависит то, как он будет писать. Второй – серийная организация движений, т.е. способность связывать различные движения в последовательность.
При выборе вида спорта в первую очередь стоит обращать внимание на его соответствие задаче серийной организации. С этой точки зрения для ребенка очень хороши восточные единоборства, йога, танцы, – то есть те виды активности, где ребенок постоянно осваивает какие-то новые движения, которые меняются от занятия к занятию. Плюс к этому очень полезны занятия плаванием – как для организации дыхания, так и для мышечного тонуса. Плавание также очень полезно и для общей энергетики ребенка, так как оно стимулирует развитие подкорковых структур мозга, которые отвечают за правильное и эффективное расходование энергии. Для поддержания и правильного развития энергетических систем детского организма нужны такие процедуры, как контрастный душ, дыхательная гимнастика. Кстати перепады температур, когда ребенок выходит из душа и окунается в более прохладную воду в бассейне, тоже можно отнести к контрастным процедурам.
- Хотелось бы узнать поподробнее про виды спорта, в которые родители особенно любят отдавать маленьких детей. Например, гимнастика. Когда ребенку можно начинать заниматься этим видом спорта и настолько ли это полезно, как кажется?
- Полезность занятий гимнастикой зависит от мотивации родителей: кем они видят своего ребенка в этом виде спорта? Вообще, по тем параметрам, которые я чуть ранее описала, гимнастика хороша. Это опять же плавные движения, плавные переходы между ними – все это положительно влияет на формирование схемы тела. Безусловно, здесь еще важно учитывать отношение тренера. Если секцию ведет тренер из профессионального спорта, который хочет сделать олимпийских чемпионов из своих подопечных и тех детей, у которых что-то не получается, считает людьми второго сорта, то это, несомненно, травмирует ребенка. Гимнастика хороша, когда целью занятий является именно здоровое развитие ребенка, а не достижение рекордных результатов. Профессиональный спорт всегда опасен травматизмом, так что всегда необходимо правильно расставлять акценты.
Если у ребенка двигательная сфера от природы является "слабым звеном" ввиду особенностей формирования организма, то, скорее всего, он не сможет достигнуть в гимнастике серьезных успехов. Чтобы этот вид спорта доставил ему радость, важно правильно создать мотивацию и социальные условия. Лучше всего, чтобы занятия проходили в маленьких группах под руководством мудрого тренера, относящегося к детям как к детям, а не будущим олимпийским чемпионам.

- Вы уже упоминали про боевые виды спорта. Можно выделить в них три направления: борцовские, ударные контактные и ударные бесконтактные. Какие из них оптимальны для ребенка?
- Конечно, ребенку стоит заниматься только бесконтактными боевыми искусствами. Контактные виды спорта, как правило, слишком травматичны. Касаясь вопросов борьбы, дзюдо или самбо: в нашей практике не раз встречались родители, которые жаловались на то, что их ребенок, который по своей природе гиперактивен и легковозбудим, приходит с тренировок перевозбужденным. Хотя, казалось бы, наоборот, на тренировках должен был происходить выброс энергии. Это, конечно, субъективное мнение родителей, но, тем не менее, такая проблема порой возникает. Поэтому вопрос о целесообразности борьбы остается открытым. На мой же взгляд, в этих случаях рекомендуем заниматься, допустим, йогой, то есть чем-то более спокойным.

- А вот легкая атлетика? Там же есть масса подвидов: бег, прыжки и т.д. Имеет ли смысл заниматься этим в детстве?
- В принципе, противопоказаний против этих видов спорта нет. Но опять же нужно знать меру. С моей точки зрения, бег не настолько эффективен, как хотелось бы, потому что в этом виде спота движения ориентированы только на отработку скорости и довольно однообразны. Если у ребенка есть желание заниматься этим двигательным компонентом, то лучше выбрать вид спорта с более сложными и постоянно меняющимися движениями. Для обоих полов, повторюсь, оптимальны танцы. Дети учатся попадать в такт, управлять телом и движениями. Но, к сожалению, мальчики нередко категорически не желают заниматься танцами, поэтому для них предпочтительнее единоборства.
- Возвращаясь к вопросу о гимнастике: она бывает спортивная и художественная. Есть ли для ребенка какая-нибудь разница?
- Опять же надо смотреть на степень нагрузок. Как мне кажется, спортивная гимнастика более травматична за счет более сложных упражнений. Ребенка нельзя перенапрягать, все надо делать понемногу, дозированно, мягко. Если же ребенок спортивно подготовлен, если ему все дается, то почему бы и нет? И, конечно, художественная гимнастика – для девочек.
- И возвращаясь к теме плавания: иногда родители сталкиваются с такой проблемой: ребенок просто боится воды, боится, когда его оставляют в воде без поддержки. Как с этим справляться? Может быть нужна помощь психолога?

Если у ребенка хорошо развит инстинкт самосохранения, то в раннем возрасте боязнь воды вполне нормальна. Бывает, что ребенок испугался чего-то другого, но этот страх ассоциируется у него с водой. В случае, когда речь идет о 3-4-летних детях, говорить о целенаправленном избавлении от фобии слишком рано: высока вероятность того, что она пройдет сама собой. Но если ребенку уже 6-7 лет и он панически боится воды, то нужно искать причину. Можно пробовать начинать плавать в лягушатниках и маленьких бассейнах: нередко встречается боязнь именно большого бассейна или открытой воды. Отказ же подходить к воде в принципе в этом возрасте действительно может быть следствием психотравмирующей ситуации в прошлом. При таком раскладе потребуется помощь психолога. Главное, не нужно торопить время и паниковать по поводу водобоязни в раннем возрасте.

По материалам проекта TOPSCHOOLS
Лучшие частные школы