Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Коррекция потерь слуха у детей не терпит простых решений

По материалам сайта: Исток-Аудио




Все о высшем образовании >>>>

Статья опубликована в журнале Радуга Звуков

Швейцарская фирма "Phonak" регулярно проводит международные педиатрические конференции под девизом "Основы слуха через раннее вмешательство". Первый из этих конгрессов, прошедший в Чикаго в 1998 г., был открыт обзорным докладом, ничуть не потерявшим свою актуальность за прошедшие годы. Сегодня "Радуга Звуков" предлагает своим читателям первую часть этой интереснейшей публикации.

Люди часто пытаются преодолеть сложные проблемы с помощью простых решений. Примеры этого можно встретить в политике, медицине, юриспруденции и образовании. Однако использовании упрощенных подходов в лучшем случае оказывается неэффективным, а в худшем - пагубным. На самом деле реального прогресса удается добиться только тем людям, которые осознают комплексную природу проблемы и в поисках решения опираются на многочисленные переменные, которые должны взаимодействовать друг с другом. Продвижение к цели обычно происходит медленно, и часто сталкивается с критикой и обструкцией.

Так обстоит дело и с потерей слуха у детей. Последствия потери слуха в раннем детстве могут быть тяжелыми и далеко идущими. То, что начинается как сенсорный слуховой дефицит, может помешать языковому развитию. В свою очередь, любое языковое затруднение может ухудшить как умственное, так и эмоционально-социальное развитие, и даже, возможно, качество жизни. Процесс, в ходе которого нарушение слуха влияет на развитие ребенка, является сложным и многогранным. Тем не менее, мы никогда не испытываем недостатка в людях, предлагающих упрощенные решения.

В последнее время мы наблюдаем стремительный прогресс в раннем лечении сенсорного слухового дефицита у детей. Мы видим улучшения в раннем выявлении, ранней оценке, совершенствование технических средств - многоканальные кохлеарные импланты, СА с высокой точностью настройки, беспроводные FM-системы, направленные микрофоны и т.д. Все это открывает огромные возможности. В целях полной эффективности коррекция должна стать частью всеобъемлющей программы, которая учитывает всю сложность проблемы и решает ее в комплексе.

Существует точка зрения, согласно которой СА, кохлеарные импланты и другие средства рассматриваются как лишение глухого ребенка его "истинной самобытности", как ошибочное стремление привести его к "норме". И все же в ходе дальнейших рассуждений мы будем исходить из того, что родители приняли информированное решение о предоставлении ребенку наилучшего шанса овладеть языковыми навыками. Таким образом, решение проблемы превращается в один из способов достижения этой цели.

Роль слуха в нормальном развитии

Ребенок появляется на свет с целым набором побуждений, потребностей и способностей. Все они важны в процессе развития, однако слух имеет особую важность. Он представляет собой основу приобретения речевых навыков. А в нормальных условиях устная речь - это основа полной реализации человеческого потенциала.

Общий процесс развития можно разбить на три больших временных промежутка.

Первый - это дошкольный период, когда происходит быстрое развитие в четырех сферах: моторно-сенсорной, познавательной, эмоционально-социальной и языковой.

В процессе моторно-сенсорного развития ребенок учится тому, как управлять поступающими извне сенсорными сигналами, как управлять объектами и событиями в окружающем мире, и как в нем двигаться.

В процессе познавательного развития ребенок строит внутреннюю модель внешнего мира, как в пространственном, так и во временном измерении, объектов, которые в нем располагаются, событий, в которых эти объекты проявляют свои свойства, и отношений между ними, включая причинно-следственные. Ребенок также систематизирует эту модель, основываясь на таких категориях осмысления, как взаимоотношения и общности.

В процессе эмоционально-социального развития модель мира, созданная ребенком, включает в себя такие компоненты, которые отражают особую природу людей как объектов (в том числе и себя самого), а также событий, признаков и отношений, связанных с людьми. Модель мира также включает в себя компонент, который отражает внутренний мир чувств.

В процессе языкового развития ребенок приобретает три вещи:
  • Словарный запас, составленный из набора общих обозначений для категорий, на основе которых ребенок систематизирует модель мира. В перечень категорий входят объекты (существительные), события (глаголы), признаки (прилагательные и наречия) и отношения (предлоги).
  • Грамматика, составленная из системы правил, предназначенных для отбора, изменения и сочетания этих общих обозначений. Она призвана отражать конкретные объекты и события, и выражать конкретные мнения и отношения.
  • Практический опыт, состоящий из знаний и навыков, требующих использования языка как средства взаимодействия с миром людей.

Однако языковое развитие ребенка частично ограничивается тем языком, который уже существует в его непосредственном социальном и культурном окружении.

Здесь следует сделать несколько замечаний. Во-первых, развитие не ограничивается дошкольным периодом. За исключением, возможно, грамматических аспектов языка, процесс развития продолжается в течение всей жизни по всем описанным выше направлениям. Однако его основы закладываются в течение первых лет жизни.

Второй момент заключается в том, что эти направления развития не являются независимыми. На самом деле они усиливают друг друга. Например:

  • Моторно-сенсорное развитие обеспечивает доступ к миру, без которого не может быть познавательного развития. В то же время стремление к познавательному развитию формирует ощущения, необходимые для моторно-сенсорного развития.
  • Познавательное развитие создает модель внутреннего мира, без которой не может быть языка. В то же время язык, после того, как ребенок им овладеет, становится невероятно эффективным средством расширения этой модели мира.
  • Правильное представление о себе является необходимым условием для эффективного использования языка как средства взаимодействия с окружающим миром людей. В то же время успех этого взаимодействия улучшает как представление о себе, так и социальные навыки.

Здесь требуется обеспечить положительную обратную связь - процесс, в ходе которого эффект усиливает свою причину, а, следовательно, и самого себя. В процессе развития человека обратная связь является обязательным условием (в то время как для СА обратная связь - явление крайне нежелательное).

Третий момент заключается в том, что положительная обратная связь в процессе человеческого развития не ограничивается взаимным усилением процессов внутри развивающегося ребенка; она ведет к взаимному усилению процессов, протекающих между ребенком и окружающей средой. Ведь родители также обладают побуждениями, потребностями и способностями. Они обеспечивают ребенку входящие сигналы и взаимодействие, требуемые для стимулирования и усиления различных граней развития. В то же самое время успехи в развитии ребенка поддерживают и укрепляют это поведение.

Наконец, следует заметить, что нормальное развитие характеризуется синхронностью. В случае необходимости, возникшей на одном из направлений, ребенок может воспользоваться имеющимися у него зачатками или готовыми навыками, сформировавшимися как в этом, так и в других направлениях развития.

До сих пор мы ни слова не сказали о форме языка. И действительно, плохослышащий ребенок, растущий в семье плохослышащих родителей, которые пользуются жестовым языком, при совпадении всех прочих условий воспримет предлагаемую ему модель развития. А если предлагаемая форма - это устная речь, которая используется в слышащей семье, то слышащий ребенок выберет именно ее.

Слух - основной фактор устно-речевого развития. В процессе моторно-сенсорного развития ребенок учится тому, как использовать слуховые ощущения для восприятия событий на расстоянии, как произносить речевые звуки и предъявлять их окружающей среде. Познавательное развитие включает в себя слуховые признаки событий. Социальное развитие содержит слуховые признаки речи. Благодаря фонологическому развитию ребенок учится тому, как выбирать, изменять и сочетать основные звуки и образцы речевых движений, чтобы создавать значащие высказывания. Эти образцы становятся строительными кирпичиками при освоении устных слов в качестве обозначений, которые можно выбирать, изменять и объединять в предложения, чтобы взаимодействовать с миром людей.

Во время обучения в школе продолжается познавательное, эмоционально-социальное и языковое развитие. Однако знания ребенка о мире становятся более явными и менее скрытыми, так что нам нужно скорее говорить об умственном развитии и учебных успехах, а не о познавательном развитии. Если говорить о языке, то наиболее быстрый и непрерывный рост отмечается для словарного запаса. Так как модель мира, создаваемая ребенком, развивается, то ему нужен соответствующий словарный запас, чтобы ее отражать. Эмоционально-социальное развитие продолжает реагировать на изменение внутренних и внешних потребностей. Следует упомянуть и о развитии грамотности. Способность читать и писать визуально закодированную форму устной речи повышает потенциал умственного развития в несколько порядков. Это достижение в процессе развития столь же велико, как и овладение устной речью, которое ему предшествовало.

Все, что было сказано о развитии в дошкольном возрасте, остается справедливым и для школьного возраста. Во-первых, развитие не кончается после формального окончания обучения, а продолжается всю взрослую жизнь. Во-вторых, продолжает действовать принцип взаимного усиления или положительной обратной связи. Например, успешный чтец читает еще больше и приобретает еще больший успех. В-третьих, развитие - не просто внутренний процесс, оно требует взаимодействия с окружающим миром семьи и школы, а потому продолжается взаимное усиление между ребенком и окружающей средой.

Окончательная цель процесса развития - независимый взрослый человек, который имеет все необходимое для того, чтобы выбирать и преследовать собственные цели в личном окружении. Среди обязательных условий этого следует назвать знания и навыки, необходимые для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, и способность завязывать отношения с другими людьми. Когда речь заходит о взаимном усилении, то школьный коллектив сменяется целым окружающим миром, включая рабочее окружение.


(нажмите для увеличения изображения)

Рисунок 1. Схематичное представление факторов и процессов, участвующих в развитии человека. Ключевая роль отводится языку, независимо от формы. Двунаправленные стрелки обозначают взаимное усиление или положительную обратную связь.

На Рис. 1 дана попытка схематично изобразить основные элементы представленной выше модели развития. Обратите внимание на двунаправленные стрелки, которые представляют взаимное усиление или положительную обратную связь. Кроме того, направления развития, о которых шла речь, бывают двух видов. Одни отвечают за развитие навыков, требующихся для познавательного, умственного и трудового развития. Вторые имеют дело с ощущениями, представлением о себе и взаимоотношениями. Соответственно этому они представлены на Рис. 1 слева и справа. Для того, чтобы различать эти два аспекта человеческого развития, Эриксон использует термины "достижение" и "принадлежность". Часто они вступают друг с другом в конфликт: домашняя работа и игра, работа и семья, карьера и брак. Разрешение таких конфликтов - один из основных признаков успешного развития. Что самое интересное, разрыв между ними заполняет язык. Это основное средство как достижения, так и принадлежности.

Воздействие потери слуха на развитие

Теперь представим ситуацию, когда у слышащих родителей родился плохослышащий ребенок. В отсутствие вмешательства по-прежнему происходит визуальное и тактильное моторно-сенсорное развитие, но ребенок не учится обрабатывать звуковые сигналы, а также не произносит образцы устной речи, звучащей вокруг него. Ребенок, не способный воспринимать речь других, не может самопроизвольно приобретать устно-речевые навыки. Познавательное развитие протекает, но оно ограничивается результатами непосредственного опыта, без подкрепления со стороны языка. Учебные возможности и духовное развитие ребенка сильно ограничены, а чтение и письмо остаются для него загадкой. Каких-либо стоящих возможностей трудоустройства он просто не получит. Шансы на здоровое социально-эмоциональное развитие и серьезные отношения будут для него сильно ограничены.

Рискуя, что меня обвинят в неуважении к плохослышащим, подчеркну еще раз: все вышеприведенные комментарии основываются на допущении о том, что ребенок с потерей слуха родился у слышащих родителей и не получил требуемого вмешательства.

Это несчастливое стечение обстоятельств представлено на Рис. 2. Здесь двунаправленные стрелки, которые на предыдущем рисунке обозначали положительную обратную связь, представляют взаимное ослабление, то есть, отрицательную обратную связь. Отрицательная обратная связь протекает не только внутри самого ребенка, но и между ребенком и окружающей средой. Например, если ребенок не отвечает на речевые сигналы родителей, они перестают с ним разговаривать. Неадекватный эффект ослабляет свою причину, а, следовательно, и себя самого. Обязательно требуется вмешательство.


(нажмите для увеличения изображения)

Рисунок 2. Схематичное представление негативных последствий не скорректированной сильной или глубокой потери слуха у ребенка, родившегося в слышащей семье. В отличие от Рис. 1, здесь двунаправленные стрелки обозначают взаимное ослабление или отрицательную обратную связь. В целях полной эффективности лечение и вмешательство должно охватывать каждое направление развития, представленное на иллюстрации.

Но это еще не все. У нас есть все основания полагать, что вмешательство должно начаться на раннем этапе жизни, ведь тогда шансы на синхронное развитие во всех сферах достижения и принадлежности возрастают, и можно вовремя воспользоваться преимуществами возникающей у ребенка готовности. Если вмешательство откладывается и дефицит уже утвердился, тогда придется приложить значительные усилия для излечения, причем эта задача может оказаться не просто трудной, но и вовсе бесплодной. Даже если отложенное вмешательство можно направить на развитие, а не на излечение, его придется проводить в то время, когда нужная готовность у ребенка уже миновала. Все, что мы сегодня знаем о развитии и обучении человека, свидетельствует о том, что раннее вмешательство, при надлежащем планировании и выполнении, является бесконечно более предпочтительным, чем отложенное вмешательство.

Вмешательство

Если бы можно было восстановить идеальный слух с помощью регенерации волосковых клеток, имплантируемого протеза или слухового аппарата, и если бы можно было сделать это на первом году жизни, то все компоненты, представленные на Рис. 1, могли бы развиваться естественно. Большую часть цепочки негативных реакций, вызванных глухотой, можно было бы предотвратить, и все необходимое вмешательство мог бы провести хирург или аудиолог. На самом деле эффективная регенерация волосковых клеток пока еще остается мечтой, и даже наиболее удачные кохлеарные импланты и СА лишь улучшают слуховую способность, а не восстанавливают ее до нормы. Следовательно, вмешательство должно быть всесторонним. Вследствие этого каждое из направлений отрицательного влияния, показанное на Рис. 2, подвергнется положительному воздействию в процессе вмешательства. Однако точная форма вмешательства на каждом этапе должна определяться, исходя из потребностей и характеристик ребенка и его семьи. Более того, ее следует рассматривать в комплексе, а не по отдельным изолированным направлениям.

Вмешательство с целью улучшения слуховой способности.

Первостепенная задача по отношению к ребенку - максимально увеличить и стабилизировать его слуховую способность. Именно этот аспект вмешательства требует наибольшего участия аудиолога, и ему отведено особое место. Однако эффективная слуховая коррекция сама по себе может иметь небольшую ценность, если за ней не последует не менее эффективная коррекция в других областях.

Вмешательство с целью улучшения семейной обстановки.

Как только у маленького ребенка выявлена потеря слуха, должен начаться процесс поддержки родителей. Этот длительный процесс требует исключительной заботы, понимания и преследует много целей. Родители нуждаются в поддержке, так как они испытывают чувство вины и горюют из-за потери идеального ребенка. Им нужно рассказать о возможностях протезирования и обучения, об их достоинствах и недостатках. Им нужно дать увидеть в действии разные виды обучающих программ. Их нужно познакомить с удачливыми плохослышащими взрослыми, чтобы они могли понять, что потеря слуха не обязательно ухудшает качество жизни. Их нужно научить, как они могут обогатить общее, слуховое и речевое окружение своих детей, не отказываясь при этом от роли родителей и не выступая в роли учителей. Им нужно помочь разработать стратегии поведения, которые помогут им противостоять давлению со стороны родственников, друзей и специалистов, имеющих благие намерения, но при этом плохо информированных. И что самое главное, все они должны выработать в себе уверенность в том, что они способны быть компетентными родителями плохослышащих детей.

Многочисленные исследования показали, что плохослышащие дети плохослышащих родителей во многих отношениях живут лучше, чем плохослышащие дети нормально слышащих родителей, причем это относится как к жизненным достижениям, так и к эмоционально-социальному развитию. Причиной этого принято считать раннее использование жестового языка. Однако в семьях плохослышащих детей и родителей, где пользуются исключительно устной речью (хоть и их небольшое число), дети тоже живут лучше, чем получившие нормальное воспитание плохослышащие дети нормально слышащих родителей.

Этот факт можно объяснить только следующим образом: важна не форма языка, а тот факт, что плохослышащие родители не переживают по поводу рождения у них плохослышащего ребенка. Они прекрасно справляются с воспитанием, обогащением окружающей среды и принятием решений. Они инстинктивно знают, как общаться с ребенком. Их не мучает чувство вины, неуверенности и страха в том, что у их ребенка нет будущего.

Вмешательство с целью улучшения познавательного и социального развития.

Как говорилось ранее, в случае потери слуха у ребенка его познавательное и социальное развитие подвергается определенному риску. Тем не менее, влияние глухоты на языковое развитие и на поздние этапы познавательного и социального развития можно уменьшить до минимума, заложив как можно более солидный фундамент для этого развития. Этого можно добиться, предоставив ребенку богатое физическое и социальное окружение. Помимо этого, ребенку нужно дать чувство безопасности и уверенности в себе, которое стимулирует его изучение окружающей среды и взаимодействие с этой средой. Все эти условия выполняются под руководством родителей. По мере взросления ребенка его поступление в дошкольное учреждение, ориентированное на познавательное развитие, принесет дополнительную пользу его познавательным и социальным потребностям.