Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Дистанционное образование в Москве. Образование онлайн.

Автор: Алексеева Екатерина Владимировна

Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень. (В. Гюго)

Это лишь частное субъективное мнение, имеющее право на «быть высказанным». Так случилось, что в жизни была возможность попробовать разработать модули дистанционных курсов, а также поучиться именно по такой форме у разных преподавателей. Опыт, как известно, сын ошибок трудных, а друг парадоксов пока пусть поскучает… Поэтому предлагаю немного поговорить о дистанционном обучении как пока оно есть. Без вуалирования и злорадства.
ДО, конечно, можно и нужно рассматривать в целевом аспекте: ДО для получения среднего (средне-специального) образования; ДО для получения высшего образования; ДО для повышения квалификации (причем не только для работников образования). И в каждом направлении – свое положение дел, поскольку законодательные основы и порядок лицензирования – свой (подробный обзор можно прочитать в статье Д.Ю. Усенкова «Дистанционное обучение»). В этой же статье понятие ДО - это «обобщенный образ» сегодняшнего дистанционного образования, да простят мне это обобщение.
Наверное, есть неподвластная внешним факторам линия развития любого процесса, явления, да и, в сущности, человека. Ее могут модифицировать какие-то обстоятельства или случай, но у нее есть четкое начало, подъем и точка наивысшего развития, а затем – плавный или не слишком плавный спад. Наблюдая за процессами, рожденными у нас на глазах – освоением компьютера широкими слоями общественности, привыканием к интернет-анархии, вхождением в обиход новых терминов (ИКТ-компетенция, информационная культура и т.д.) – дистанционное обучение, мне кажется, стоит рассмотреть именно в виде такой робкой линии развития.

Нужно было время, чтобы просто сформулировать, что такое ДО и зачем оно нужно. До сих пор идут «сражения» по поводу формулировки определения «Дистанционного обучения», но они уже в заключительной стадии. Теперь это стало понятно всем до такой степени, что на развитие дистанционного обучения даже стали выделяться деньги. Причем, немалые.
Несмотря на это сегодня мы с вами можем наблюдать лишь единицы качественных дистанционных курсов, которые по каким-то причинам тихо и незаметно пропадают, растворяются, не загружаются без объяснения причин исчезновения. Появляется нечто новое. И снова пропадает.

Целенаправленное лоббирование данного направления и созданное таким образом «модное увлечение» для всех уважающих себя работников образования порождает создание все большего числа кафедр, центров дистанционного обучения, курсов. Но вот что интересно. Вы можете порекомендовать дистанционное обучение для людей, например, с ограниченными возможностями здоровья? Или людям, живущим в заметно удаленных от мегаполисов населенных пунктах, но желающих поддерживать свой профессионализм? Так, чтобы «по-настоящему дистанционно», в пределах разумного (с точки зрения финансирования для этой категории населения) и с дипломом гос.образца? Если знаете – поделитесь, пожалуйста. Аудитория для такой формы обучения есть. Она ждет и надеется. Можно, конечно, поискать на Яндексе «Дистанционное образование», где найдется достаточное количество ссылок на работающие, в том числе и бесплатные, центры ДО… Другое дело, статус этого образования, его целесообразность, качество и дипломы... Хочется именно «проверенных» положительных впечатлений.

Да, у нас несовершенное в этой области законодательство и еще много причин, которые тормозят процесс создания и проведения «полноценного» дистанционного обучения. Но возникает вопрос. С 2000-2001 гг. в развитие ДО вкладываются огромные деньги. Неужели за это время нельзя было бы сделать пару-тройку приличных оболочек, поставить все это на стандартные рельсы и выпускать, выпускать, выпускать учеников? Я сразу соглашусь с вами – есть такие курсы. Но при прекращении их финансирования теряется все: программное обеспечение, опытные дистанционные преподаватели, методики. Ни другим, ни себе… И все сначала: новые гранты, разработка новых оболочек, написание новых программ, обучение новых тьюторов. В принципе, чем не развитие? Тихое такое, неспешное, трудное развитие.

За Державу обидно. В конце концов, деньги решают очень многое, но они не должны лишать образование элементарной порядочности, сострадания, профессионализма. Хотя, мне кажется, что эти слова прочтут как раз те люди, у которых все перечисленные выше качества есть. А вот те, кому они адресованы – не прочтут. Потому что не читают электронных журналов.

Что-что? Погромче! Сколько стоит дистанционное обучение? А почему на ухо? Это конфиденциальная информация? А сможет ли простой студент из отдаленного района оплатить такое обучение? И еще один, простите, смешной вопрос. Где гарантия того, что за объявленную стоимость я получу именно дистанционное обучение, а не тексты лекций с последующими очными зачетами? Нет такой гарантии. Если вдруг у кого-то есть – поделитесь, очень вас прошу в форуме к статье!

И в заключение – две зарисовки.
Тихо… Природа… 50 км от областного центра. Интернет. Интернет, впитавший всю неторопливость местной жизни. Настолько «спокойный», что по московским меркам – работать просто невозможно. И дистанционно образовываться крайне затруднительно. Да и зачем? Там и так хорошо.
«Стратегически важное» серьезное учреждение. Спрашиваю электронный адрес. Руководство искренне удивляется: есть же машина, ну на экстренный случай – телефон. И все становится так логично, так кристально ясно: ну не подошли мы еще исторически к тому фрагменту на графике, где обозначен рост такого явления как ДО. Стоит ли злиться и ругаться? Да нет, наверное. Просто надо идти. Идти вперед…

В чем же позитив этой субъективного монолога? А в том, что мы видим горизонт, мы знаем, каким он должен быть, мы идем к нему. А ведь путь чаще всего есть большее счастье, чем цель, не так ли? Так будем же счастливы!

Все о высшем образовании >>>>

Школа дистанционного образования МГУ

Дистанционное образование. Обучение онлайн. Выставка по дистанционному образованию. Школы Москвы. Дистанционные курсы повышения квалификации.