Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Ступени педагогического мастерства

Автор: Толстова Наталья Алексеевна,
Учитель математики и информатики основной школы при Посольстве РФ в Марокко




Все о высшем образовании >>>>

Образование и здравоохранение людей – дела государственной важности. Каковы же люди, образующие, то есть воспитывающие и обучающие, молодое поколение и наше общество? Нужно ли иметь талант учителя? Какие черты и качества присущи людям данной профессии? Кто учит и воспитывает подрастающее поколение? Как это происходит и как должно происходить?
Без сомнения, работать с детьми должны знающие свой предмет, психологию учащегося и педагогику люди. Настоящий учитель должен быть здоров и, желательно, иметь опыт образования своих собственных детей. Очевидно, учителем не достаточно родиться, учителем нужно стать.
Можно ввести единицу измерения истории — жизнь человека — это промежуток времени от рождения и до смерти. Средняя продолжительность жизни растет. Значит, жизнь человека — динамическая единица, отражающая все стороны существования определенного круга людей. Начинающаяся в каждый момент, жизнь человека непрерывна, впитывает в себя и отражает особенности времени.
Еще работают мои учителя, работаю я, мои ученики стали учителями и надеюсь увидеть учителями их учеников. Таким образом, на протяжении жизни одного человека меняется четыре поколения, каждому из которых присущи свои черты.
Очень важно и интересно осуществить процесс образования человека от беспомощного существа до самостоятельной личности. Это — основной инстинкт. Родить ребенка и вырастить его по образу и подобию своему. Но, в наше время практически невозможно оказаться в естественных человеку, как живому существу, условиях — вести натуральное хозяйство и жить небольшим сообществом. Мы выживаем в сложное и интересное время технического прогресса. Рожденные нами дети нам уже не принадлежат. Они принадлежат обществу и им образуются. Приспосабливаться к его законам помогает школа. Обучение и воспитание жизненно необходимых навыков у человека является частью его инстинкта, а механизм работы школы создается веками.
Можно попытаться поставить должное соответствие между возрастом учащихся и квалификацией учителя средней школы:
5 класс — учитель 8 -10 разрядов и выше;
6, 7 классы — учитель 11-12 разрядов и выше;
8, 9 классы — учитель 13 – 14 разрядов и выше;
10, 11 классы, учитель-наставник, заведующий кабинетом, завуч, директор — учитель 14 разряда, кандидат или доктор наук.

Какими же должны быть условия для нормального развития и профессионального роста учителя?
Во-первых, он должен работать на одну ставку и получать столько, чтобы обеспечить себя и свою семью. По трудовому законодательству недельная нагрузка составляет 36 часов, причем, 18 часов преподавания и 18 часов подготовки к урокам и самообразования.
Во-вторых, работа молодых специалистов может начинаться лишь в младших классах под руководством учителя – наставника. Ими необходимо руководить, организовывать самообразование и научную деятельность, по меньшей мере, в трех направлениях — педагогика, психология и предметная область. Объединение предметников выбирает основное направление научной работы, которая является обязательной для развития профессионализма.
В-третьих, школе нужна единая методика, определяемая коллегиально. Современные школы имеют гуманитарную или техническую направленность и набирают основной контингент учащихся по их наклонностям, а размещают по классам в соответствии со способностями учащегося.
В-четвертых, работа заведующего кабинетом обязывает накапливать дидактические материалы, соответственно выбранной методике обучения, оснащать кабинет современными наглядными пособиями.
В-пятых, классные руководители или воспитатели должны иметь минимальную преподавательскую нагрузку или не иметь ее вообще. Подготовкой и проведением внеклассных мероприятий нужно заниматься специалистам в этой области.
В-шестых, школе необходимы детские психологи и врачи.
Нужно вести учет учебной нагрузки учащегося.

Основная педагогическая работа — это, в зависимости от квалификации учителя:
1. подготовка и проведение уроков;
2. проверка тетрадей;
3. внеклассная работа по предмету;
4. подготовка к экзаменам;
5. мониторинг качества обученности;
6. самообразование и научная работа, аттестация до высшей категории, защита научных диссертаций;
7. заведование кабинетом;
8. наставничество;
9. руководство объединением учителей по предмету …

На сколько выполняются эти условия, на столько и происходит образование учащегося, такое общество мы и имеем.
Сегодня открыты неограниченные возможности для профессионального роста учителя, только нет у него на это ни времени, ни средств.
Расти и растить будущее поколение — сверхзадача учителя.