Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Создание единого информационно-образовательного пространства школы


Ключевые слова статьи: информационное пространство школы, школа, школьный сайт, информационная культура, контроль знаний, дистанционное обучение

Все о высшем образовании >>>>

В последнее время информационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Появились новые потребности, что повлияло на человеческие ценности. Возникла потребность в использовании ИКТ, как инструмента общения, доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. Школьная среда не явилась исключением. Во многих школах уже сегодня используются ИКТ, но до сих пор не существует стандартизации в использовании информационных технологий. В данной статье мы попытаемся описать возможности использования Internet-технологий в школе. Одним из показательных примеров использования ИКТ в школе может служить сайт Гимназии №6 г. Красноярска, где уже на протяжении нескольких лет существует портал, представляющий массу возможностей, направленных не только на образование детей, но и на воспитательный и информационный фактор аудитории.

Сайт школы должен быть доступен для различных групп пользователей средствами интернет-технологий. Благодаря сайту, школьники могут обмениваться опытом, решать проблемы, участвовать в различных проектах, постигать основы информационных технологий. Преподаватели могут контролировать уровень знаний учащихся, давать задания и в дальнейшем их оценивать. Родители могут получать информацию о качестве работы школы, отслеживать успеваемость своего ребенка, сравнивать его оценки с оценками одноклассников благодаря электронному журналу, вести дистанционную беседу с учителями, вносить свои предложения.

С другой точки зрения, сайт школы – лицо школы: здесь можно представить всю необходимую информацию о школьной жизни. Достижения и направления школьной деятельности могут быть доступны для каждого пользователя сети Internet после выставления сайта во всемирную паутину. Каждый школьник и преподаватель сможет выставить личную персональную страничку, используя проект «Домашние страницы», благодаря чему учащиеся и учителя приобретут еще одну возможность самовыражения. Используя тестирующую систему можно проводить контроль знаний учащихся, не устанавливая никаких дополнительных программ на компьютерах, что позволит сэкономить массу времени.

Встроенная в сайт школы система дистанционного обучения позволяет организовать более удобную форму образовательного взаимодействия ученика и учителя, при этом поставленные цели могут быть достигнуты и в тех случаях, когда учащиеся по причине болезни или иным обстоятельствам не могут посещать занятия. В эту систему можно привлекать внешних преподавателей ВУЗов и других школ, возможно даже из других городов. Особенно полезным становится подобное нововведение в области профильного и факультативного обучения, где требуются преподаватели узких областей знаний, которых может не быть в конкретной школе.

Безусловно, школьный сайт должен являться информационной средой, содержащей массу методических материалов и информационных ресурсов. Все эти компоненты должны обновляться и пополняться. Для решения подобной задачи на сайте могут использоваться такие элементы, как система статей и инфотека, позволяющие пополнять контент сайта и файловый архив через веб-интерфейс без особых усилий.

Сайт позволит не только расширить возможности обучения, но и сделать учебный процесс более интересным и привлекательным. Таким примером может служить проведение контрольных в форме чемпионата или конкурса на уровне класса в системе «Чемпионаты», где учащиеся дистанционно через веб-интерфейс могут выполнять задачи и видеть результаты в виде интересной рейтинговой таблицы. Так же, с помощью данного программного продукта можно проводить соревнования по информатике, математике, физике и т.д. в любом масштабе (школа, город, область).

Исходя из вышеизложенного, мы можем уверенно дать положительный ответ на вопрос «Нужен ли школе сайт сегодня?». Но в связи с этим возникают другие вопросы и проблемы, связанные с реализацией подобного проекта в школах. Например, следует понять: возможно ли создание единой формы информационного школьного пространства? Конечно, все школы имеют много общих задач, которые можно решить средствами ИКТ на базе сайта школы. Но, очевидно, не следует ограничиваться лишь общими компонентами. Дело в том, что каждое ОУ может иметь собственные направления деятельности, которых может не быть в других школах. Иначе говоря, у каждой школы есть своя «изюминка». Возникает потребность в создании уникальных программных элементов, используемых исключительно только в конкретной школе. Далеко не каждая школа имеет столь высококвалифицированного программиста, который смог бы воплотить эту самую «изюминку» в отдельном модуле сайта.

Хотелось бы предложить следующее решение поставленной задачи:

• определить группу разработчиков ПО для школ;
• сформировать универсальную модель школьного сайта с возможностью модульного расширения;
• снабдить созданный программный комплекс наиболее востребованными компонентами;
• распространить созданное программное обеспечение среди школ России.

В дальнейшем с появлением новых технологий и потребностей можно создавать отдельные программные модули и обеспечивать школы необходимыми обновлениями созданной системы.

Казалось бы, что для этого потребуется масса материальных затрат, но несомненно эти затраты ничтожно малы по отношению к тем, которые направлены на оснащение школ вычислительной техникой.

Попытаемся описать картину трудозатрат на создание школьного сайта на примере портала Гимназии №6 г. Красноярска.

Работа над разработкой и реализацией сайта гимназии велась на протяжении 3-х лет. Активное участие в разработке проекта принимают: Власенко Татьяна Равильевна - руководитель проекта, зам. директора по ИТ; Беляев Сергей Николаевич – программист; Исаева Светлана Викторовна - учитель информатики.

Можно предположить, что вряд ли возможно создание подобного проекта в каждой школе собственными силами, но, несомненно, реализация портала, который имел бы некоторый общий стандарт вполне приемлема. Но даже в случае решения данной задачи остается вопрос о поддержке и сопровождении сайта. Для этого хотелось бы иметь инженера, программиста и контент-мастера. Но на сегодняшний день сложно представить возможность пополнения школы подобным штатом сотрудников, а тем более одним сотрудником, который смог бы сочетать все эти профессии. Заметим, что работа программиста и инженера в данном случае не требует большого количества времени, поэтому более целесообразно предложить сдельную форму оплаты или работы по совместительству. Ответственным за содержание сайта и внедрение его в школьную жизнь может быть какой-либо сотрудник школы, владеющий информационными технологиями (например, преподаватель информатики) за дополнительную плату. Это достаточно трудоемкая и ответственная работа, которую можно формализовать в виде отдельной ставки.

На сегодняшний день качество использования ИКТ в школах оставляет желать лучшего. Немногие школы имеют свой сайт, который, как правило, создается собственными силами и чаще всего школьниками, которые не способны создать мощную и удобную информационную платформу. Хотелось бы призвать всех не изобретать велосипед, а реализовать данный проект средствами серьезной группы разработчиков, которая смогла бы распространять, развивать и поддерживать этот проект.

Для внедрения и развития данного проекта в жизнь школы требуется вести разъяснительные работы для сотрудников школы, проводить курсы повышения квалификации, особенно для молодых преподавателей и тех сотрудников, работа которых может быть максимально приближена к использованию сайта (например, завучей и классных руководителей).

Несомненно, наличие сайта в школе принесет массу пользы и сэкономит значительную часть времени, как для сотрудников, так и для учащихся. Учитывая бурный рост компьютеризации логично предположить, что чем раньше информационный портал воплотиться в жизнь школы, тем более востребован он будет в дальнейшем.