Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
В Японии наблюдается бум школ зубрежки дзуку

По материалам сайта: http://www.planetaedu.ru


Все о высшем образовании >>>>

Снижение образовательных стандартов в Японии привело к стремительному развитию "школ зубрежки" дзуку.

Особенная страсть японцев к образованию известна во всем мире. Студенты толпами приходят в храм, чтобы на деревянных дощечках написать молитву о хороших оценках, а маленькие дети сдают экзамены даже при поступлении в детский сад, готовясь к нему в течение нескольких месяцев. Те, кто не сумел поступить в колледж с первого раза, штудируют учебный материал перед повторной подачей документов весь год, а то и два. Именно благодаря этому стремлению к знаниям Япония лидирует в сфере инноваций и дизайна.

Университеты и колледжи Японии

>>


Но последние исследования свидетельствуют о том, что сегодня эта страна может потерять свои лидерские позиции. По данным опроса ООН, проведенного в 2000 году в 41 стране, Япония занимала первое место в мире по математике и восьмое – по чтению. Согласно же последним данным, Япония находится, соответственно, на 6 и 14-м местах, отставая от Кореи и Гонконга.

Казалось бы, в этом нет ничего позорного, ведь Страна восходящего солнца все еще вторая в мире в области науки. Для сравнения, США оказались на 28-м месте по математике и на 22-м – в науке. И все же результаты последних исследований вызвали серьезные опасения экспертов. Японская наука "в критическом положении", считает Масахито Китаяма (Masahito Kitayama), президент образовательной компании Eikoh Inc. "Раньше у нас были общие цели. Все знали, что для хорошей жизни нужно упорно заниматься, поступить в хорошую школу, найти работу в успешной компании. Но теперь это осознание разделяют далеко не все", - добавляет он.

В Японии спад в образовательных стандартах многие связывают с утратой традиционных устоев, связанных, в первую очередь, с непререкаемым авторитетом старших. Кроме того, три года тому назад правительство приняло решение о снижении учебной нагрузки в младшей, средней и старшей школе на 30%. Предполагалось, что это будет способствовать разностороннему развитию подрастающего поколения японцев. Однако в результате инициатива вызвала лишь недовольство общественности. Например, при первом знакомстве с числом "пи" и вычислением диаметра окружности японские учащиеся оперируют понятием "около трех", а не 3,14, как это было раньше. Родители и пресса негодуют. "Приятное на слух слово ’relaxed’ применительно к системе образования было использовано как прикрытие беспорядка и несогласованности. В этих условиях и преподаватели, и сами родители срезают углы, стремясь уйти от ответственности", - пишет ежедневная газета Nihon Keizai Shimbun в ответ на публикацию результатов исследований ООН. Другие азиатские страны улучшили свои показатели, и это только подтверждает опасения, что японские дети, и, как следствие, экономика страны, рискуют потерять все свои преимущества.

Сложившаяся ситуация оказалась сверхприбыльной для дзуку (juku), "школ зубрежки", предлагающих занятия в дневное и вечернее время по самым разнообразным предметам - от химии до классических языков. По оценкам наблюдателей, по всей Японии сегодня насчитывается порядка 50000 таких заведений. Система школ дзуку существует уже много лет, но в последнее время спрос на их услуги начал стремительно расти. Eikoh, самая крупная образовательная сеть дзуку, только в прошлом году открыла 18 новых школ. При обороте $345,1 млн ожидаемый рост прибыли в этом году – около 40%. Другая сеть дзуку – Shuei – открыла этим летом 16 новых школ. Представители компании утверждают, что к 2010 году у них будут учиться не менее 80000 студентов, а объемы продаж достигнут $257 млн.

Из-за снижения образовательных стандартов родители все охотнее платят за дополнительное образование своих детей. По данным японского подразделения Merrill Lynch & Co, расходы на образование в средней японской семье выросли за прошлый год на 8,6%. В то же время объемы производства в стране выросли лишь на 2,5%.

Государственным школам недостает понимания того, что мы являемся их клиентами, считает японская общественность. Все чаще родители отдают предпочтение более дорогим частным учебным заведениям. Они уверены, что так они смогут помочь своему ребенку достичь успеха в стране, где когда-то общепринятая гарантия пожизненной занятости уходит в прошлое.

Школы дзуку постоянно совершенствуются и находятся в поиске новых идей. Некоторые стараются позиционировать себя для определенной аудитории, предлагая, к примеру, недорогие занятия для отстающих. Многие из образовательных компаний ввели доступные до полуночи услуги по дистанционному образованию с использованием видеофонов. Если учащийся не справляется с заданием, он может позвонить своему преподавателю.

Среди главных проблем, стоящих перед активно развивающимися компаниями дзуку, - падение рождаемости в стране, борьба за клиентов и рост конкуренции на рынке образования.

Но даже если правительство Японии вновь повысит стандарты образования, за что проголосовало бы 78% населения, популярность дзуку вряд ли пойдет на убыль. Потому что большинство родителей уже укрепились в своем мнении о том, что качество государственной системы обучения в стране – ниже допустимого.

Получается, что нестабильная ситуация на рынке образования в сочетании с национальными устоями и традиционным стремлением японцев к знаниям дали толчок в развитии огромной отрасли бизнеса. Как заметил один брокер из Токио, занимающийся помимо прочего акциями компаний дзуку, "я и сам мог бы преподавать лучше, чем большинство современных школьных учителей".