Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
История о том, как государство частные школы обижает





Все о высшем образовании >>>>

В августе правительство РФ приняло изменения к Федеральному закону "Об образовании" - именно тогда по частному образованию был нанесён первый удар. Из закона исчезли нормы о бюджетном финансировании негосударственных школ, льготном налогообложении, освобождении от арендной платы за землю. 30 августа на общегородском педсовете мэр Лужков, резко выступивший против фактически нового закона об образовании (и не только в части, касающейся частного сектора), пообещал сохранить в Москве все гарантии, отмененные на федеральном уровне.

Однако в проекте городского бюджета на 2005 год, поступившем в октябре на рассмотрение в Мосгордуму, на поддержку негосударственных учебных заведений не оказалось запланировано ни копейки. На совместном заседании комиссий по экономической политике и образованию чиновники пытались хоть как-то разобраться в ситуации.

В настоящее время в Москве действуют 218 негосударственных школ, в которых обучаются 18 500 детей и работают 5 000 преподавателей. Родители за обучение одного ребенка в большинстве школ платят 200--500 долларов в месяц. Эта оплата составляет лишь часть школьных доходов. Об этом рассказала Ольга Мещерякова, председатель Совета по развитию негосударственного образования Москвы (общественная организация частных школ).

Кроме денег от родителей все частные школы до сих пор получали определенную сумму из городского бюджета на каждого учащегося. В 2003 году эта сумма составила 12 967 рублей за год, в 2004 году – 11 207 рублей (за прошедшие 3 квартала). Для недорогих частных школ, где учится более сотни детей, сумма получается достаточно ощутимая – это почти половина "родительских" денег. Всего в 2004 году из столичного бюджета аккредитованным частным школам было выделено 90 млн. 156 тыс. руб., плюс около 13 млн. руб. на питание школьников и 13 млн. 340 тыс. руб. на учебные пособия. Теперь, если не удастся переломить ситуацию на московском уровне (на федеральном уровне этого точно не получится), компенсировать "московские" деньги придется родителям.

Бюджетные выплаты на каждого ученика – это еще не самые большие потери. Больше всего руководителей частных школ пугает, что с 1 января 2005 года упраздняются все льготы по налогообложению и вводится плата за землю.

Вообще, если послушать представителей частных школ Москвы, эти самые школы (за исключением 10--15 "очень богатых") еле сводят концы с концами. На заседании в Мосгордуме прессе была представлена такая примерная структура их расходов (без учета нововведений):
- зарплата сотрудников – 45%
- арендная плата – 30%
- питание учащихся – 10%
- коммунальные услуги (без учета капвложений) – 10%
- поддержание учебно-методической базы – 3%
- охрана и безопасность – 2%,

Сэкономить на зарплате учителям, говорят представители частных школ, вряд ли удастся, потому что она сегодня и так невелика – всего в 1,2--1,7 раз больше, чем в государственных школах. Коммунальные услуги дорожают, без охраны – тоже никуда. Итог: "Положение катастрофическое, спасайте, господа депутаты".

Мосгордума, если захочет, действительно сможет помочь частным школам. Например, как заявила председатель комиссии по экономической политике Ирина Рукина, в ведение Мосгордумы - размер арендной платы, который может стать вполне гуманным, а может и грабительским - устанавливать его - именно Мосгордуме.

Председатель комиссии по образованию Евгений Бунимович вообще считает, что, пока не внесены изменения в городской закон об образовании и не принят бюджет 2005 года, можно даже предусмотреть в нем финансирование частных школ. "Когда мы говорим о нормативном финансировании, речь идет о деньгах, которые "приходят" за каждым ребенком. В частных школах учат своих детей такие же налогоплательщики, как и в государственных. И если родители имеют право выбирать для своего ребенка школу, то государство обязано этой школе за его обучение платить".

Окончательное слово, разумеется, за московской исполнительной властью. Столичный департамент образования обещает отстаивать частные школы до последнего. Не последняя причина – уже сложившиеся теплые, дружеские отношения чиновников от образования с директорами (хозяевами) частных школ.

На самом деле, развал системы частного образования Москве не выгоден. Если предположить, что все частные школы города вдруг закрылись, то департамент городского образования получит на руки почти 20 тысяч школьников, среди которых до 30% (по данным того же Совета по негосударственному образованию) имеют "факторы риска" – речевые нарушения, нестабильную психику, травмы головы и позвоночника и другие проблемы. Кроме того, частные школы, которые на федеральном уровне хотят представить обузой для местных бюджетов, на самом деле снимают значительное финансовое бремя с государства, привлекая в сферу образования родительские средства.

У нашего же государства своя логика. С одной стороны, в последнее время все делается для того, чтобы образование стало платным, с другой – для того, чтобы избавиться от создающего конкуренцию "частного сектора". Видимо, государство и в этой сфере деятельности не прочь стать монополистом.

Скорее всего, образование в частных школах в скором времени подорожает в среднем на 10--30% от нынешней стоимости. После чего, вполне вероятно, некоторые родители заберут своих детей из ставших слишком дорогими школ. После чего, скорее всего, некоторые школы не смогут свести концы с концами и закроются.

Массовым это явление вряд ли станет, хотя представители самих частных школ и пытались напугать собравшихся журналистов прогнозами о 40 и даже 60% школ, которые могут закрыться. Частные школы все же очень многим нужны. Их главные козыри – индивидуальный подход и психологический комфорт, а за это многие родители, особенно если у их детей в обычной школе были проблемы с учебой и общением, готовы платить почти любые деньги. Следовательно, "подорожают" – сценарий более вероятный, чем "позакрываются".