Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Детский сад

Автор: Любовь Атаманова, учитель

Противники детсадовского воспитания до самой школы оставляют детей дома, а сторонники иной раз отправляют маленького в ясельные группы, буде таковые найдутся.

Противники детского сада обычно аргументируют свои позиции так:
•Подавляющее большинство детей в первый год «не дома» подхватывает в саду множество различных инфекций. Результат: мама все равно будет испытывать трудности с работой, так как почти постоянно будет сидеть на больничных.
•Возможное отрицательное влияние нового неизвестного коллектива. Вывод: лучше, по возможности, максимально оттянуть момент столкновения ребенка с внешней средой.
•Отдельная категория родителей считает, что сад – это что-то вроде тюрьмы, где их ненаглядное чадо, которое дома пользуется неограниченной свободой, будут заставлять ходить по линейке, спать и гулять по часам и вообще всячески сковывать любую инициативу.

Сторонники «садовского» воспитания опровергают все эти положения:
•Лучше если ребенок переболеет детскими болезнями перед школой, не пропуская в будущем уроков. Необходимость «нагонять» усиленными темпами школьную программу не понравится ребенку, да и родителям доставит немало хлопот. Любой врач подтвердит, что свинка, скарлатина и т.д. переносятся детьми гораздо легче, чем взрослыми.
•От возможного «дурного влияния» нигде не спрячешься, а в коллективе надо учиться жить и выживать. Чем раньше ребенок научится противостоять этому самому влиянию, тем проще ему будут и в школе, и в дальнейшей жизни.
•Стабильный режим дня для ребенка полезен, так как помогает привыкнуть к дисциплине.

Мне обе эти стороны представляются крайностями, которых по возможности необходимо избегать. Человек – существо общественное. Нельзя жить в обществе и быть от него свободны. Эти утверждения, известные всем нам еще со школьных уроков истории, оспорить невозможно. Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью общаться с людьми: институты, работа, магазины, общественные учреждения. Не всегда общение доставляет нам удовольствие, часто мы закомплексованы, стеснительны, часто склонны мелкие случайные обиды преувеличивать и воспринимать как серьезные несчастья. Любой может вспомнить случай, когда его, к примеру, беспокоила необходимость позвонить незнакомому по телефону, охватывала робость от мысли, что нужно улаживать какие-нибудь дела с чиновниками… Все это – от недостаточного опыта в общении с людьми. Но опыт – это дело наживное. И началом такого опыта может стать детский сад.

Противники детских садов не отрицают необходимости учиться общению, существованию в коллективе. Однако считают, что и сами вполне могут обеспечить своему ребенку указанный коллектив в виде компании друзей, приглашенных домой, а также в виде участников какого-либо кружка или секции по интересам. Но ведь к себе домой любой родитель наверняка пригласит тех детей, которые ребенку и ему знакомы, тех, с которым ему интересно проводить время, тех, от кого он не «наберется ничего дурного». Секция или кружок же будут объединять детей с общими интересами, а значит с некоторыми общими чертами характера. Подружиться таким детям будет проще.

Мне представляется, что подобного окружения для ребенка будет недостаточно для приобретения собственного опыта общения. Ведь и домашние друзья, и товарищи по кружкам или спортивным секциям – это тот коллектив, где ваш ребенок будет общаться добровольно. При желании можно не приглашать больше конфликтных друзей, отказаться от посещения секции. А вот переменить школу для ребенка и для родителей будет гораздо сложнее. В школе классный коллектив будет подбираться случайно, а не исходя из личных интересов конкретного ребенка. Здесь вполне могут быть две крайности: или ребенок, вдруг оказавшийся среди незнакомых и разных по характеру людей не сможет сориентироваться в обстановке, не сможет завести друзей, не сможет отстаивать свои интересы в конфликтных ситуациях; или сам, привыкнув к исполнению его капризов, не сможет приспособиться к новым дисциплинарным требованиям и начнет сам создавать конфликтные ситуации. И нет никаких гарантий, что ребенок, не сумевший найти общий язык с одноклассниками в одной школе, сможет реализовать себя в другой.

Я не призываю никого отправлять ребенка в детский сад сразу по достижении ясельного возраста. Но считаю полезным, если ребенок проведет в детском саду год или два перед школой. Гораздо лучше если ребенок начнет постигать умение сидеть на уроках и слушать учителя на игровых занятиях, чем сразу на полноценных школьных. Режим детского сада подготовит ребенка к более тяжелому школьному режиму, а также научит азам коммуникабельности и дисциплины.