Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
УВК: все в одном флаконе

Автор: Яна Быстрицкая




Все о высшем образовании >>>>

Чуть больше десяти лет назад в системе российского образования появилась новая структура, именуемая "учебно-воспитательным комплексом", сокращенно – УВК. Сегодня уже можно говорить, что подобные комплексы – едва ли не самое удачное из новшеств в нашем образовании. Благодаря УВК школьник получает возможность выбора будущей специальности и подготовки к поступлению в вуз уже начиная с 6-7 класса. Но – обо всем по порядку.

С чего все начиналось? В начале 90-х, когда в обществе повеяло ветром перемен, школа не могла остаться в стороне от этого процесса. Именно тогда многие "рисковые" учителя, которым надоело мириться с тоскливыми методиками, с удвоенной силой взялись за изучение зарубежного педагогического опыта, стали придумывать интересные программы обучения и внедрять их в своих классах. Это и был первый шаг к УВК. Постепенно родилась идея собрать "под одной крышей" передовые методы преподавания, обеспечивающие в рамках программы каждому ребенку индивидуальный подход с учетом его личности.

Очень скоро педагоги сообразили, что неплохо было бы начинать работать по этим программам еще в детском саду, который по своей сути все еще оставался советским. Потому что работать с ребятами по новым методам в школе – значит ломать все, чему их научили в саду. Так появились учебно-воспитательные комплексы, которые объединили детский сад и школу. И пока Министерство образования решало, какой должна быть новая школа и по каким программам стоит учить новое поколение россиян, за два-три года благодаря учителям-новаторам по всей стране как грибы после дождя выросли тысячи таких комплексов, которые продолжают развиваться и по сей день.

Третий – не лишний.

Появившись в условиях новой образовательной ситуации, УВК своей главной целью считали преодоление разрыва между методами обучения в детском саду и школе. Дальше – больше. Озабоченные проблемой преемственности на всех ступенях развития личности ребенка некоторые комплексы решили попробовать присоединить к детсаду и школе третье звено – вуз. К тому времени уже стало очевидным, что перед детьми, обучающимся в УВК, при переходе из сада в начальную школу не стоит проблема адаптации, ведь учитель начинает работать с дошколятами уже в пятилетнем возрасте. Поэтому логичным показался и дальнейший эксперимент – сделать наименее болезненным переход от школы к вузу.

Все мы отлично помним, какие страхи терзали нас после школы, когда надо было сдавать вступительные экзамены в институт, и какие мучения наступали в первом же семестре, когда мы обнаруживали, что не успеваем записывать лекции, не умеем работать на семинарах и не понимаем, чего от нас требуют в реферате и курсовой…

Избавить от этих трудностей выпускника школы и помочь ему при подготовке к поступлению в вуз – вот основные задачи, которые хотели решить УВК, начиная разрабатывать совместные и институтом программы. В основу этой работы лего договор, который УВК заключали с вузом (или вузами) и согласно которому выпускные экзамены в УВК засчитывались как вступительные в этот самый вуз. Таким образом, постепенно в комплексах сформировалось единое образовательное пространство, объединяющее по своей крышей обширный спектр образовательных услуг – от детского сада до профориентации и поступления в вуз. Благодаря этому комплексы смогли предложить родителям и их детям и некоторые новые образовательные услуги. Например, по словам директора школы Натальи Нестеровой (школа работает в системе УВК "детский сад-школа-вуз") Ирины Каминской, у них разработана система компенсационных занятий, задачей которых является дать учащемуся возможность оптимальным путем достичь целей, которые он ставит перед собой в жизни. Особое внимание в школе Нестеровой уделяется художественно-эстетическому и музыкальному развитию детей всех возрастов, и на протяжении всех этапов обучения. Здесь считают, что развитие художественного сознания ребят формирует этические и эстетические навыки, помогает общению и самовыражению личности.

Именно потому, что УВК стали предоставлять очень широкий спектр образовательных услуг, сейчас все чаще мы встречаем другое из название – центр образования.

Так, по мнению директора Центра образования N 1811 "Измайлово" Александра Рывкина, главное отличие центров от средней школы и их преимущество перед ней заключается в непрерывном общем образовании детей от 3 до 17 лет в совокупности с дополнительным и профессиональном (начальным и средним) образованием. Родители же самым главным преимуществом центров образования считают возможность поступления в вуз без вступительных экзаменов.

Еще не школьник, но уже студент.

Безусловно, стать студентом вуза будучи еще школьником – вещь весьма приятная и заманчивая. Как же это происходит?

Во-первых, в центрах, работающих по программе "школа-вуз", в течение дух последних лет, то есть в старшей школе, всегда осуществляется профильное обучение учащихся. Так, например, в знаменитом московском Центре образования N 109, которым руководит известный педагог Евгений Ямбург, старшая школа представляет собой лицейские классы, работающие по шести направлениям: гуманитарно-юридическое, лингвистическое, физико-математическое, художественно-графическое, медико-биологическое и экономико-социологическое. При приеме в эти классы обязательной является медицинская справка о состоянии здоровья учащегося, подтверждающая возможность обучения в классах с повышенной учебной нагрузкой. Ученики лицейских классов ежегодно сдают зимнюю и весеннюю сессии, подтверждая свой статус лицеиста, посещают большое количество спецкурсов и факультативов по избранной специализации. Тем более что вузы, с которыми центр образования заключает договор, - серьезные. Среди них – Высшая школа экономики, Российский университет дружбы народов, Российский государственный медицинский университет. Результаты говорят сами за себя: в прошлом году из 187 выпускников центра в вузы поступило 179, причем 113 из них попали именно в "договорные" учебные заведения.

А в "Школе будущего - Радуга" одним из ведущих профилей является углубленное обучение английскому языку, который преподается здесь с подготовительной группы детсада. По словам директора школы Валентины Евтушенко, одна из целей их учебного заведения – научить ребят свободному владению языком. Для этого в школе используются отечественные и зарубежные методики, рад предметов – математика, дисциплины естественно-научного цикла – преподаются на английском языке. В расписании есть даже такой необычный предмет, как "Словообразование в английском языке". Помимо этого школа организует для своих учеников и зарубежную языковую практику.

Во-вторых, для ведения профильных предметов часто привлекаются преподаватели того вуза (или вузов), с которым у центра заключен договор о сотрудничестве. Формы такой работы могут быть самыми разными. Кто-то приглашает вузовских педагогов читать лекции к себе, а кто-то, напротив, договаривается о том, чтобы учащиеся старших классов изучали профильные дисциплины в аудиториях своего будущего вуза. В частности, Центр образования N 1816 сотрудничает сразу с двумя высшими учебными заведениями. Как рассказала директор центра Татьяна Астраханцева, совместно с Всероссийским заочным финансово-экономическим институтом у них организованы платные экспериментальные специализированные классы экономического профиля, где наряду с изучением базовых предметов осуществляется и начальная профессиональная подготовка по специальностям кассир-контролер, бухгалтер, специалист по менеджменту и маркетингу. Второй вуз, с которым работает центр – Московский городской психолого-педагогический институт. "Факультет иностранных языков этого вуза на своей базе организует для наших старшеклассников платные классы, - говорит Татьяна Астраханцева. – В этих классах дети получают специальную подготовку по русскому и английскому языкам и литературе Кроме того, для наших ребят институт бесплатно ведет спецкурсы по психологии и педагогике. В результате такого сотрудничества выпускники имеют возможность поступления на бесплатное отделение факультета иностранных языков целевым набором".

1 2 >>