Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Готов ли ребенок к школе?

Автор: Людмила Рыбина


Все о высшем образовании >>>>

Этот вопрос стоит перед многими родителями дошкольников. Право повести ребенка в школу с шести или с семи лет, и даже еще немного подождать, - за родителями. На вопрос, как определить, готов ли ребенок к школе физически и морально, отвечают директор Института возрастной физиологии РАО, профессор, лауреат президентской премии в области образования Марьяна Безруких и руководитель проекта "Начальная школа XXI века", профессор Наталья Виноградова.

Марьяна Безруких:

Почему многие дети, начав учиться, испытывают трудности? Одна причина очевидна: разные степени готовности к обучению. Конечно, провести профессиональную диагностику, определить, чем ребенку помочь, под силу только профессионалу. Но профессионалов явно недостаточно, а вести ребенка к психологу, в компетентности которого вы не уверены, не стоит.
О школьной зрелости или готовности обучаться абстрактно говорить трудно. Надо знать, какие условия обучения будут в школе, в которую идет ребенок, что будут от него требовать.

Если вы собираетесь отдать ребенка в школу, где с первого класса учат иностранный язык, где работа очень интенсивная, предполагающая дополнительные домашние задания, то можно сразу сказать, кому это противопоказано. Часто болеющему ребенку, ребенку с любыми хроническими заболеваниями даже в состоянии ремиссии (в таких условиях состояние ремиссии очень скоро закончится и начнется обострение) и ребенку с низким уровнем речевого развития.

К сожалению, определить конкретно необходимый уровень интеллектуального развития, моторики будущего первоклассника невозможно. Средней нормы нет. Каждый ребенок индивидуален. Более того, за несколько месяцев до школы моторные функции могут быть еще не сформированы. И это нормально. Но важно уже начать обучать письму. Правда, главное не переборщить.

Мы провели обследования детей, с которыми интенсивно занимаются в дошкольных гимназиях, различных студиях. Положительный эффект только один: увеличение запаса сведений. Дети рассказывают и про отрицательное число, и про планеты Вселенной, и про политику. Но если комплексно изучать их интеллект, то выяснится, что отдельные структуры рассыпаются, вместо того чтобы поддерживать друг друга. Ничего хорошего в этом нет.

Даже для физиологов поначалу был удивительным результат: ранее обучение затормаживает зрительно-моторные координации – именно те функции, которые лежат в основе письма и которые так активно развивают при подготовке к школе рисованием, штриховкой.

Есть и еще один нежелательный эффект раннего обучения, построенного по школьному принципу. Это отрицательная мотивация на учебу: 71% детей, прошедших обучение в дошкольной гимназии, идти в школу не хотят. Эти дети уже знакомы с недовольством взрослых, знают, что такое не получается, знают, какого большого напряжения требует школьная работа.

Подготовка к школе должна идти по индивидуальным адаптивным программам. Наша методика "Ступеньки к школе" помогает выявить факторы риска в развитии ребенка, функции, которые еще недостаточно сформированы. Исправить положение можно с помощью рабочих тетрадей: они учат тому, что пригодится в школе, - скопировать простую фигуру, выполнить графические задания, различить сходные по конфигурации буквы. Всего рабочих тетрадей пять: "Тренируем пальчики", "Учимся рисовать фигуры", "Учимся находить одинаковые фигуры", "Учимся рассказывать по картинкам", "Азбука письма". В каждой тетрадке 96 заданий. Дневная "норма" 1-3 задания – это пять минут интересной работы, а эффект очень значительный.

1 2 3 >>