Главная страница > Советы молодым родителям
Детская психология

<< обратно к списку советов молодым родителям
Каков он, дошкольник? Советы психолога




Все о высшем образовании >>>>

Ведущий научный сотрудник Института общего образования МО РФ, канд. пед. наук Елена СОЛОВЬЕВА делится с родителями своими советами по воспитанию детей дошкольного возраста.


Уж осень близится… Как ни прекрасен отдых летом, но пора бы вспомнить и о том, что впереди 1 сентября, знаменующее собой начало нового этапа в жизни многих маленьких граждан: новые первоклашки сядут за школьные парты, новые дошкольники впервые переступят пороги детских садов. И если о первых говорят и пишут много и часто, то вот о малышах, идущих “первый раз в детский сад”, почему-то забывают. Но родители согласятся: с маленьким ребенком приходится решать совсем не маленькие проблемы. Как с ним справляться, как воспитать положительные качества и преодолеть недостатки, в какой сад и в каком возрасте лучше отдать, когда, как и чему начинать учить… Самые первые годы имеют принципиальное, решающее значение в жизни человека. Психологи утверждают, что именно в это время закладываются основы личности, которые впоследствии будут лишь развиваться и корректироваться. И как сложатся взаимоотношения первоклассника со школой, тоже зависит в первую очередь от того опыта, который он приобретет в своем раннем детстве. В преддверии очередного 1 сентября мы решили уделить особое внимание этой многочисленной, хоть и незаметной части населения – дошкольникам. Мамы и папы, учителя и воспитатели, короче, все, на чью долю выпало ответственное дело воспитания самых-самых маленьких, - этот раздел журнала адресован вам. Надеемся, что благодаря нашим статьям вы хоть немного пополните свой багаж знаний в области дошкольной педагогики и найдете ответы хотя бы на некоторые свои вопросы. Читайте и помните: незнание не освобождает от ответственности.

Очаровательные малыши (2-3 года)

Двухлетние дети – очаровательные существа. Они честны и искренни во всем – в своих симпатиях и антипатиях, привязанностях и увлечениях. Их глаза широко открыты для всего нового. И если у них иногда мокрые штанишки или шмыгающие носы, будьте к ним снисходительны.

Дети учатся через свой собственный опыт: пробы и ошибки, повторение и подражание. Взрослые руководят и вдохновляют это учение, обеспечивая ребенку безопасное окружение, которое будет поддерживать его эмоционально. Занятия с детьми младше трех лет включают в себя игру, активные исследования и движения. Отношениям с людьми придается особое значение. Это существенный вклад в опыт ребенка.

Главной фигурой для детей третьего года жизни продолжает оставаться взрослый, ибо дети практически во всем еще зависят от него. Взрослый – промежуточное звено между ребенком и окружающим миром. Малыш не сможет познать мир, если ему не будут объяснять смысл увиденного, услышанного и т.д. Пожарная машина так и останется для него шумной, пугающей, непонятной вещью, пока взрослый не расскажет, кого она везет, куда так быстро едет, почему так громко сигналит и так ярко раскрашена.
  • Сопровождайте все происходящее ясными речевыми комментариями. Называйте предметы, описывайте события, ощущения, чтобы помочь ребенку выучить новые слова.

    Без помощи взрослого ребенок не может справиться со многими бытовыми проблемами. Раздеться – пожалуйста, но вот одеться полностью самостоятельно удается далеко не каждому. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разрезать котлетку, картофелину еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета.
  • Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создадите у него чувство уверенности и защищенности – основу психологического комфорта.

    Малыш часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно коленку ушиб, то мяч закатился – не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу. Во всех случаях он ищет помощи, сочувствия, защиты и может найти их только у взрослого.

    Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своей деятельности. Психологи доказали, что потребность во внимании и доброжелательности, возникающая у человека во младенчестве, с возрастом не исчезает.
    Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов помочь, поддержать и защитить его.
  • Всегда выражайте эмоциональное сопереживания, сочувствие к детям. Одобряйте каждое их начинание, стремление сделать что-то самостоятельно, по собственному замыслу.

    Продолжительные контакты с любящими взрослыми – ключ к самоуважению ребенка этого возраста. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие.
  • Сделайте уважение к ребенку нормой жизни в семье и в детском саду.

    Если взрослые действительно относятся к малышу с уважением, он быстро усваивает границы желательного и нежелательного поведения. Несмотря на то, что ребенок рассчитывает на поддержку и помощь со стороны взрослых, он отстаивает себя как субъекта, независимо от других. Его внутренний мир наполнен противоречивыми чувствами зависимости и свободы, уверенности и сомнения, враждебности и любви, инициативы и пассивности.
  • Дети 2-3 лет нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность осуществить выбор. Призывы к дисциплине не должны затрагивать их достоинства.

    Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания тому взрослому, который пользуется наибольшим авторитетом. При этом ребенок подражает всему – хорошему и плохому, правильному и неправильному.
  • Отдавайте себе отчет в том, какой образец поведения вы показываете своим детям в каждый момент. Будьте готовы к тому, что они будут копировать все, что вы делаете, а не только то, что вам хотелось бы.

    Овладение речью происходит в ходе общения со взрослыми. При этом ребенок воспринимает вашу решь только в мот случае, если вы разговариваете с ним «глаза в глаза». Побуждайте малыша пользоваться языком, дожидайтесь ответа даже в том случае, если его речь пока ограничена. Ваш голос не должен доминировать.
    Ребенок еще не понимает многое из того, что вы говорите. Старайтесь выражаться простыми конструкциями и короткими предложениями. Ясно формулируйте, чего вы хотите.

    В мир культуры – песен, сказок, рассказов, картин – малыша также вводят взрослые. Как можно больше читайте вслух, рассказывайте сказки. Дети любят повторение: они с удовольствием много раз слушают одно и то же, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это дает им возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно. Многократно повторяйте игры, сказки, истории. Не жалейте на это времени и не спешите переходить к новой песенке, если малыш еще не до конца освоил предыдущую.

    Маленькие дети остро нуждаются в прикосновениях, контактах с другими людьми, в том, чтобы их погладили, слегка обняли, позволили прижаться.
    Ребенок быстро эмоционально заражается и легко переключается с одной эмоции на другую. Если малыш чем-то огорчен, не придавайте слишком большого значения его бурным переживаниям. Спокойно переведите его внимание на новые объекты, увлеките новой игрой, и вы быстро создадите другое настроение.

    Ребенок еще не различает живое и неживое. Взрослый должен постоянно показывать, что с живыми и неживыми объектами обращаются по-разному. Попытку разобрать «на части» живую бабочку нужно пресечь, но не следует расценивать это поведение как жестокость. Разбирать предметы – это способ познание мира. Давайте детям как можно больше разборных игрушек, предметов взрослого обихода, которые можно разобрать и заглянуть внутрь.

    Активные деятели (3-4 года)

    В период с 2.5 до 3.5 ребенок переживает так называемый "кризис трех лет": он впервые начинает осознавать себя отдельным человеком, имеющим собственную волю. Поэтому именно в этом возрасте необходимо свести к минимуму попытки навязывать и запрещать детям что-либо.
    Запреты должны обеспечивать только безопасность и защиту достоинства ребенка.

    Малыш учится ставить перед собой цели и пытается достигать их. Для развития этого навыка старайтесь в каждом случае находить форму, в которой он может реализовать свои намерения и планы.
    Общаться с детьми, которые проходят кризис, трудно. Их поведение – непрерывная череда волеизъявлений, которые выражаются в виде бесконечных “хочу - не хочу”, “буду – не буду”. Важно понять, что это не капризы. Чем строже вы будете вести себя с детьми, тем упрямее и несноснее они будут становиться.
    Не случайно говорили в древней Индии:
    До пяти лет ребенок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат, а после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали.

    Часто так называемые ужасные трехлетки обязаны своей репутацией уловкам, построенным на слове “нет”. “Ты хочешь пойти в магазин вместе с мамой?” – “Нет”. “Мы сейчас поспим немножко?” – “Нет”. Взрослые, задающие подобные вопросы, действительно хотят получить на них ответ, а дети чувствуют свою значительностью, отклоняя предложения взрослых, и именно от этого получают удовлетворение. Некоторые этим выводят из себя родителей и воспитателей, но причина кроется не в упрямстве малышей, а в неверном поведении взрослых. Ваше требование должно выполняться независимо от мнения ребенка. Не вступайте с ним в конфронтацию – просто перехитрите его. Малыш не хочет уходить с игровой площадки. “Ты знаешь, что мы сейчас будем делать? Мы пойдем домой и будем…” Пока маленький упрямец поглощен разговором, вы уже дошли до подъезда. С детьми следует обращаться мягко, без физического принуждения.

    Некоторые родители и педагоги буквально “вбивают” в детей послушание и покорность, но это проигрышная позиция. Наиболее опасен вариант, когда взрослые начинают бить детей, считая, что дают им хороший урок послушания. Дети не извлекают урока из оскорблений. В присутствии наказывающих взрослых они внутренне “съеживаются”, а позже вымещают агрессию на товарищах по играм.

    Не задавайте детям вопросов, на которые не хотите получить ответ. Не спрашивайте, хочет ли ребенок пойти с вами к врачу, пока не будете готовы принять его «нет» в качестве ответа. Просто сообщите ему, куда вы идете. Если же в этом посещении нет ничего привлекательного для ребенка, придумайте что-нибудь.

    Итак, два принципа, как поладить с детьми:
  • Не принимать их слишком всерьез;
  • Проводить свою линию независимо от их мнения и желания.

    Дети данного возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство, как правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Различные качества – умней, умелый, добрый, храбрый – они теперь относят к себе, и для них очень важна положительная оценка взрослых.

    Индивидуализм детей зачастую становится причиной обострения их взаимоотношений, поскольку каждый стремится настоять на своем. От взрослого в этот период требуется большое терпение. Показывайте детям способы разрешения конфликтов, позволяющие учитывать интересы обеих сторон, учите договариваться. Когда вам будет особенно тяжело, вспомните, что период кризиса закончится и малыш станет более миролюбивым и покладистым.

    Как ни забавно это звучит, но в этом возрасте возможны конфликты из-за… “расхождения во взглядах”. Одна девочка считает, что мишка, наблюдающий в детском саду за одеванием детей, может простудить голову от холодного стекла, и хочет убрать его в шкаф. Другая же настаивает, что он должен сидеть на своем месте и наблюдать за всеми детьми…

    Трехлетний ребенок – неутомимый деятель. Он постоянно что-то строит, с удовольствием клеит, лепит, рисует. В то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы о чем-то отвлеченном, чего он не может непосредственно наблюдать. Его мир существует “здесь и сейчас”. Он активно исследует и познает то, что попадает ему на глаза и с чем можно практически манипулировать.

    Планируя занятия, учитывайте потребность детей как-то практически действовать и их неспособность выслушивать длительные монологи.

    Ребенок начинает гордиться своими умениями. Поэтому, научившись клеить, он может подолгу просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ деятельности и наслаждаясь тем, что у него это получается. Три-четыре года – наиболее благоприятный возраст для овладения навыками ручного труда. Не случайно в так называемых традиционных культурах детей именно с трех лет начинали учить пользоваться охотничьим ножом, управлять парусом и т.п.

    Подробно и не спеша показывайте детям все этапы осуществления какого-либо действия, совершенствуйте навыки самообслуживания. Если именно в этом возрасте вы научите малыша правильно мыть руки и вытирать их, чистить зубы, полоскать рот после еды, складывать одежду в шкафу, он и в дальнейшем будет педантично придерживаться заведенного порядка.

    Ребенок с удовольствием будет упражняться во вновь освоенном способе действия, если вы попросите его показать вам, как это надо делать, научить вас. Используйте этот прием для совершенствования тех навыков, которым вы обучаете малыша.

    Если в два года ребенок доволен любым результатом своей деятельности, то к трем годам он становится более критичным и более реально оценивает свои успехи. Рассматривая то, что у него получилось, и сопоставляя результат с тем идеальным образом, который теперь ясно присутствует в его сознании, он начинает стремиться к совершенству. Поэтому малыш уже может огорчиться, если у него не получается задуманное. Показывайте детям, как можно улучшить их работу.

    Непосредственный наблюдения – источник расширения кругозора ребенка, развития его представлений о мире. Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Гуляйте с малышом по городу, ходите на небольшие экскурсии.

    Учитывайте реальные познавательные интересы детей.
    Мальчиков, например, скорее будут интересовать подробности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.

    Любознательные почемучки (4-5 лет)

    Этот возраст называется средним дошкольным. К четырем годам речь ребенка уже в основном сформирована и становится не только средством общения, но и средством рассуждения и выражения мыслей. Это открывает новые возможности как в познавательной деятельности, так и в игре. Увеличивается значение речи как способа передачи взрослыми разнообразной информации. Теперь кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ.

    Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу.

    Благодаря вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира “здесь и сейчас”. Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут и т.п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.

    Четырехлетний ребенок часто задает вопрос: “Почему?”. Ему становятся интересны внутренние связи явлений и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.

    Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: “Тучи столкнулись друг с другом”, - не вводя понятие статического электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию. Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: “Так это что, все будет вниз падать, если его отпустить?”.

    Внимательно выслушивайте все рассуждения и не торопитесь вносить в них свои корректив. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.

    У некоторых детей негромкая речь “для себя” - так называемое “приборматывание” по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Она помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность.
    Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.

    Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок четырех лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры – например, замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т.п. Игра в бытовую ситуацию – поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи – воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.

    Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.

    В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам.
    В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие герои.

    Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной одежды, перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в “волшебный мир”. Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.

    Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью). В целом четырехлетка – жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.

    Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не хотят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно есть, хотя это обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям как игрового партнера.
    Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому, и только “с глазу на глаз”, а не при всех.

    Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание.

    Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:
  • Дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие;
    Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами дети;
    Характер исполнения роли также определяется детьми: Ты будешь дочка. Ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!.

    Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им свои сюжеты. Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность.

    В своих ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани, создавать домики, укрытия, пещерки.

    Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и “пикники”. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите “экскурсии” на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т.п.

    После четырех с половиной лет многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.

    Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом, “пожадничал”, он должен сам понять это, но ни в коем случае не обобщайте, не называйте его жадным.

    Те, кто чувствует себя взрослым (5-7 лет)

    С пяти лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст. К этому времени у него уже сформирована способность воображать и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Он может представлять себе прошлое и будущее, процессы роста и развития в мире живой природы, этапы приготовления блюда и т.п.

    Ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, как он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал. Логически выяснение подробностей своей биографии приводит к вопросу: “Откуда я взялся?”

    Именно в этом возрасте разумно планировать работу по знакомству ребенка с его семейным (генеалогическим) деревом, строить представление о его родителях.
    Отвечая на вопрос “откуда я?”, помните, что пятилетний ребенок спрашивает вас не о зачатии, развитии и рождении его физического тела, а именно о “Я”.

    Рассказывайте детям о циклах жизни в мире живой природы.

    Именно в этом возрасте у некоторых возникает вопрос о том, что значит умереть, и появляется страх смерти. Многие дети боятся не столько того, что они сами могут умереть, сколько смерти родителей. Некоторые живо представляют себе погребение, их пугает, что человека закапывают в землю и т.д. Как мы видим, детей волнуют важнейшие вопросы жизни. Однако в отличие от непосредственных трехлеток они уже умеют сдерживать свои чувства и произвольно контролировать свое поведение. Им очень нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие их темы. Делать это следует в спокойной обстановке и наедине.
    Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним “о жизни”.

    Пятилетний возраст – время идентификации со взрослыми того же пола. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики – мужчин. Это подходящий период для того, чтобы приучать детей к традиционным видам мужского и женского бытового труда: мальчик с удовольствием будет помогать папе в гараже, девочка – маме на кухне. Отметим, что раньше дети после пяти лет нередко оставались дома следить за младшими братьями и сестрами и рассматривались родителями уже как помощники по хозяйству.
    Мальчики особенно нуждаются в том, чтобы мамы и бабушки, а также воспитательницы видели и подчеркивали их мужское начало, видели в них опору, защитников и помощников. Девочки нуждаются во внимании и заботе, похвале со стороны отцов и дедушек, а также педагогов-мужчин.
    В День защитников Отечества и 8 Марта продумайте, как отметить прежде всего именно детей. Во многих странах существуют праздник мальчиков и праздник девочек.

    Современная психологическая наука утверждает, что и мальчики, и девочки нуждаются в том, чтобы в детстве проигрывать разные роли. Мальчики могут принимать участие в играх в дочки-матери, а девочки – в мальчишеских вооруженных выступлениях. К этом детей провоцируют и фильмы, в которых женщина-суперагент – частый герой. Этология – наука о поведении животных – констатирует, что детеныши многих животных в играх исполняют роли как своего, так и противоположного пола.

    Пятилетние дети чувствуют себя совершенно взрослыми – а иногда уже очень давно живущими, все познавшими и понявшими, мудрыми и немного усталыми людьми.

    Они влюбчивы, причем объектом влюбленности может стать человек любого возраста. Для пятилетнего мальчика, как для настоящего мужчины, возраст избранницы не имеет никакого значения, и ею вполне может оказаться воспитательница. При этом дети очень ранимы и чувствительны, поэтому обращаться с их чувствами следует необычайно деликатно.
    Девочка может сильно влюбиться в друга своего отца или в соседа-старшеклассника. Испытываемые терзания, желание видеть объект симпатий, общаться с ним, обидчивость сравнимы с силой первой влюбленности у подростков.

    Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Нередко мальчики начинают ревновать свою маму к отцу, а девочки – наоборот. Это порождает агрессивные выпады, предложения о разводе родителей и т.п. Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий мир, то в пять лет акцент его внутреннего, душевного внимания смещается на взаимоотношения людей. Пятилетки обладают прекрасным чутьем на реальное отношение к себе и к другим. Они остро чувствуют, когда ими пытаются манипулировать, и хоть пока и не проявляют открытого протеста, внутренне отгораживаются от такого человека. Они ставят под вопрос отношение к себе даже со стороны своих родителей: действительно ли они меня любят?

    В пять лет появляется критичность в оценке ребенком взрослого.

    В ходе наблюдений за окружающей жизнью, слушая сказки, смотря фильмы, дети активно строят образ себя в будущем. Содержание этого образа у современных детей специфично. Они зачастую не имеют представления о том, чем будут заниматься. А фиксируют то, что они будут иметь: дом, машину, собаку, девочки – наряды.
    Необходимо говорить с детьми об их планах, больше слушать, чем давать рекомендации.

    Становятся видны склонности и интересы ребенка. Сверстники становятся все более значимы для него. Психологическую поддержку ребенок теперь может получить не только от взрослого, но и от друга.
    Впереди начало нового ответственного этапа в жизни ребенка: скоро он пойдет в школу.

  •