Главная страница > Советы молодым родителям
Детская психология

<< обратно к списку советов молодым родителям
Как и чем родители могут помочь своему ребёнку-первокласснику

Ребёнок пошёл в первый класс! Это торжественный, счастливый момент, которого ждала вся семья: портфель, красивые банты, новенькие пеналы и ручки. Вечером перед первым сентября – альбомы с фотографиями, родительские воспоминания о школьных годах. Но вот прозвенел первый звонок, наступили будни, и приходится жить по новому: соблюдать режим дня, меньше играть в куклы, реже смотреть мультфильмы, вовремя ложиться спать. Привыкать к новым школьным требованиям, к новому коллективу и условиям, учиться навыкам школьной жизни – и всё это в период адаптации к школе. Ко всему прочему, приближается кризис 7 лет.

Как всё это пережить с минимальными потерями? Как сохранить и поддержать желание ребенка ходить в школу? Как, провожая его в школу по утрам, не переживать о том, как проходит его день, а вечером вместе с ним вновь переживать его эмоции – причем не только радостные? Существует несколько простых правил, которые помогут родителям в общении с детьми в период адаптации к школе и в кризисный период: ими делится руководитель психологической службы Школы Сотрудничества Наталья Феликсовна Кацевич.

11 ДОБРЫХ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

1. Ребёнок ещё читает по слогам и не решает алгебраические уравнения: не стоит торопить события и ждать домой взрослого школьника. Главный мотив первоклассника всё ещё игровой и внешний, позиционный. Детям нравится представлять себя «важными», ведь у них теперь есть портфель, как у папы, и красивые ручки, как у мамы.

2. Старайтесь интересоваться школьной жизнью вашего ребёнка ежедневно. Первоклассники очень эмоциональны, их восхищает всё то, что они увидели и прочувствовали в школе в течение дня. Дети могут долго рассказывать о новом вкусном блюде в школьной столовой, о том, какая красивая у них учительница и какого цвета бантики у одноклассницы Насти. Важно слушать и активно участвовать в процессе обмена пережитым, иначе в следующий раз у ребёнка пропадёт желание что-либо рассказывать о школе.

3. Задавайте своему ребенку конкретные вопросы: «Что сегодня интересного было на математике?», «С кем ты сегодня играл на перемене, на прогулке?», «Как зовут твоего соседа по парте? Чем он увлекается?» Многие родители переживают: прошёл месяц, как ребёнок ходит в школу, а друзей у него до сих пор нет. «Сегодня с Ваней дружит, завтра с Олей, а на днях перезванивались с Колей из параллельного класса» – почему так?

4. В жизни первоклассника будет ещё много новых впечатлений, друзей и приятелей: главное – не навязывать ребёнку дружбу с конкретными детьми. Они сами – по интересам, по схожести темперамента, характера, – находят себе друзей. Ошибку делают те родители, которые навязывают дружбу своим детям: «Посмотри, какой хороший Петя, добрый, вежливый, не конфликтный. Играй и дружи только с ним! А Толя – забияка, не подходи к нему!» В первые несколько месяцев школьной жизни ребёнок должен самостоятельно выстраивать отношения с одноклассниками – это важно для развития навыка конструктивного общения.

5. Важно радоваться положительным моментам общения с одноклассниками вместе с ребёнком. Например, он с восторгом рассказывает о том, как помог своему товарищу – поделился на уроке своим любимым красным карандашом или новым ластиком. Как сегодня, преодолев страх, вышел к доске и выступил перед всем классом. Такое поведение достойно восхищения: ребёнок не только добрый, но и уверенный в себе школьник. Такие чувства можно и нужно выражать: «Я горда и рада, что у меня ….», «Мне так приятно слышать от тебя, что ты…», «Как я радовалась, когда учительница говорила о тебе…» - и так далее.

6. В период адаптации первоклассника важно настраивать на новый режим дня.
Старайтесь, чтобы по утрам ребёнок просыпался бодрым: для этого вечером его стоит укладывать не позднее 21.00. Прямо перед сном не рекомендуется читать книги или смотреть мультфильмы – многие дети впечатлительны, и им потом сложно заснуть. А вот за 2-3 часа до сна можно дать ребёнку возможность порисовать, полепить, поиграть в любимые игры. Играть перед сном с электронными гаджетами также не рекомендуется – быстрая смена ярких картинок влечёт за собой перевозбуждение нервной системы.

7. Мама ученика первого класса разводит руками: «В школу собираемся 2 часа, то портфель не собран, то носки найти не можем…». Если к началу школы ребёнок не научился достаточной самостоятельности, нужно набраться терпения. Вместе с ним составлять списки дел, которые ему по силам, собирать с вечера портфель, сверяясь с расписанием по дневнику. К одежде относиться бережно, аккуратно раскладывать её в том месте, где утром ребёнок сможет её надеть. Если в доме есть домашние питомцы, то детей можно просить заботится о них. Все эти навыки помогают первокласснику в том числе и в школе.

8. Что делать, чтобы у ребёнка постоянно было желание учиться? Нельзя пугать ребёнка школой. Фраза: «Мы работаем, и твоя учёба – тоже работа!» часто формирует отрицательное отношение к учёбе. Если вы почувствовали, что он устал, у него не всё получается, обнимите его и расскажите о позитивных примерах из вашей школьной жизни. Чаще хвалите своего ребёнка, не сравнивайте с другими одноклассниками, родными, близкими, друзьями. Ребёнка можно сравнивать с ним самим – вчерашним и сегодняшним. «Какая красивая буква сегодня у тебя получилась, научи меня…»; «Как мы весело и быстро сегодня посчитали и решили задачки по математике…», «Какой ты молодец, как ты правильно поступил по отношению к…»

9. После школы ребёнок должен отдохнуть. Для первоклассника уроки в школе – это и эмоциональная, и интеллектуальная нагрузка. После школы нужно сделать перерыв в 2-3 часа: подвижные игры, прогулка на свежем воздухе. Надолго отдых затягивать, однако, не нужно: от активных игр ребёнок тоже утомляется, и за уроки усадить его будет сложно. Каждые 20-30 минут делайте переменки. Дайте возможность ребёнку поработать самостоятельно, не контролируйте выполнение каждого задания. Помощь взрослого нужна только в том случае, если у него действительно что-то не получается, но он добросовестно делает уроки, старается. Постарайтесь успокоить ребёнка, предложите ему доброжелательным тоном: «Разреши мне попробовать разобраться в этом задании вместе с тобой», «Не волнуйся, у тебя всё получится». Старайтесь хвалить ребёнка за его усердие, самостоятельность, аккуратность, за успехи.

10. Как часто мы перегружаем своего ребёнка? Родители всегда стараются записать своего ребёнка в различные кружки, и это хорошо: кроме интеллектуального развития нужно уделять внимание и другим направлениям. Кому-то ближе творческие кружки, кому-то – спортивные. Если ребёнок самостоятельно хочет попробовать заняться спортом, танцевать или попробовать свои силы в театральной или вокальной студии, то дайте ему такую возможность. Переключение с одного вида деятельности на другой позволит ребёнку гармонично развиваться. Первоклассник хочет попробовать все кружки сразу? В этом нет ничего удивительного. Для него многое в школе в новинку. В конце концов, ребёнок выберет для себя самые интересные на его взгляд кружки, а задача взрослых – родителей, педагога, психолога, – выстроить для него индивидуальный маршрут, который позволит ему учиться и развиваться без потери интереса.

11. Ребёнка важно настраивать на позитив с самого утра: просыпаться под весёлую музыку, завтракать, собирать портфель, говорить ласковые, добрые слова. Не стоит начинать день с нотаций: «Сегодня хотя бы не балуйся, сколько можно выслушивать замечания о твоём поведении», «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня в тетрадях писал аккуратно!». Куда эффективнее и ценнее для ребенка будет улыбка мамы, пожелание удачи. Подбодрите ребёнка, найдите для него ласковые слова, настройте его на позитив и тогда у вас с ним всё получится!