Главная страница > Советы молодым родителям
Детская психология

<< обратно к списку советов молодым родителям
С чего начинается выбор профессии?

Многие родители замечают, что в 11-12 лет представления о будущей профессии у подростка зачастую далеки от реальности. В своих мечтах они видят себя режиссерами, археологами, рок-музыкантами, создателями компьютерных игр и журналистами, но чаще всего родители не относятся серьезно к мечтам своих детей. О том, почему так важно прислушиваться к планам ребенка относительно его будущего, рассказывает психолог «Школы Сотрудничества», кандидат психол. наук Татьяна Борисовна Киселева.

Помнить о будущем

Уважительное отношение к представлениям подростка о будущем поддерживает взаимопонимание и доверие. Кроме того (и, наверное, это и есть самое главное) сов-местное обсуждение с родителями планов взрослой жизни помогает подросткам соста-вить позитивную картину их будущего. Как показали исследования психологов, именно на подростковый возраст приходится очень важный для личности этап построения вре-менной перспективы жизни. Временная перспектива – это представление о времени и о себе в старшем возрасте. Для подростков характерно субъективное «чувство взрослости» - двенадцатилетние дети всерьез считают себя взрослыми, но что при этом они не заду-мываются о будущем. Подростки живут настоящим. Они ждут окончания школы, за поро-гом которой, с их точки зрения, начинается свободная взрослая жизнь, где можно само-стоятельно распоряжаться собой и своим временем. Однако более отдаленное будущее для подростка остается туманным и неопределенным. Тридцатилетние люди уже кажутся им старыми: об этом возрасте, с их точки зрения, не имеет смысла даже думать.

Например, Вася объявил родителям, что собирается стать рок-музыкантом. В семье был скандал. Родители провели с мальчиком беседу, объяснили ему, что все рок-музыканты - наркоманы и бездельники. Отец решил: не отвлекаться на глупости Васе помогут занятия математикой, и договорился с репетитором. Теперь в место репетиций со своей группой Вася сидит над задачками. Желание сделать карьеру рок-звезды у мальчика только окрепло, ведь преодоление препятствий - одна из основных потребностей подростков. При этом отношения Василия с родителями утратили тепло и доверие. Все стены в комнате мальчика увешаны постерами и афишами с рок-концертов, в ушах наушники, постоянно звучит любимая музыка, на репетиции он убегает, сказав дома, что в школе назначили дополнительный урок перед контрольной. Успеваемость мальчика ухудшилась. Родители жалуются на безвольность сына и отсутствие мотивации к обучению.




Заставлять нельзя советовать

Планы подростков могут легко измениться под влиянием сверстников или значи-мых взрослых. Но поскольку этому возрасту свойственна «доминанта усилия» - потреб-ность в преодолении препятствий, в сопротивлении, то возражения родителей против их выбора только укрепляют их решимость, заставляют настаивать на своем из упрямства. Напротив, понимание близких поможет подростку более объективно и взвешенно по-смотреть на свой выбор.
Например, Маша категорично заявила маме, что собирается стать фотомоделью. Родители расстроились. Маша забросила уроки, стала пренебрегать занятиями в музы-кальной школе. Она видела себя только на подиуме и проводила время, рассматривая фотографии известных моделей и читая их биографии. Родители не стали спорить с дочерью, понимая, что в борьбе целеустремленность подростков только крепнет. Мама вместе с Машей читала биографии топ-моделей - Лары Стоун, Карли Клосс, Ани Рубик. Именно мама обратила внимание девочки на то, что музыкальное образование полезно для модели, так как оно развивает чувство ритма. Занятия в музыкальной школе было решено продолжать. Мама с дочкой обсудили, где девушка планирует работать, и решили, что надо искать работу в иностранном модельном агентстве. Поэтому Маша начала учить английский и решила поступить в школу с углубленным изучением языков (которую нашел папа), где вторым языком шел французский.

Родители подарили дочери на День рожденья возможность сделать настоящее фотомодельное портфолио. Девочка очень радовалась и гордилась, но потом, разглядывая свои фотографии, стала задумываться о своей внешности. Вместе с мамой она стала заботиться о здоровом питании, записалась в фитнес-клуб. Сейчас Маша учится в гуманитарной гимназии, успешно участвует в олимпиадах по английскому языку и обществознанию, и гордится своими успехами. Она похудела, стала держаться увереннее и увлеклась фотографией. Планирует поступать в лингвистический университет.

Окончание школы для подростка - это и окончание трудностей обучения. Получе-ние желанной профессии представляется приятным и интересным. Тот факт, что в из-бранном вузе придется заниматься значительно больше, чем в школе, а среди вузовских дисциплин окажутся такие «неромантические» предметы как сопромат, начертательная геометрия, и даже надоевшие в школе история и математика, становятся для подростка неприятной неожиданностью. Информация об изучаемых в университете курсах, продолжительности «пар» лекций и семинаров, объеме домашних заданий может значительно изменить взгляды семиклассника и на его школьные успехи, и на выбранную профессию, сделать их более реалистичными. При этом будет лучше, если об этом ему расскажут не родители, а студенты, на дне открытых дверей или непосредственно на сайте вуза.

Я буду великим

Из-за свойственной подростковому возрасту «доминанты романтики» - интереса к неизвестному, рискованному, к приключениям, - ребенок концентрируется на отдельных сторонах выбранной профессии, обычно ярких, героических, высоко оцениваемых. Отсутствие жизненного опыта и представлений о карьерной лестнице способствуют тому, что выбранная профессия видится в романтическом ореоле, а трудности и малопривлекательные аспекты профессиональной деятельности оказываются за кадром. В своем воображении подросток сразу после окончания вуза выступает на громком судебном процессе, выполняет операцию на открытом сердце или принимает судьбоносные для страны законы. На меньшее он не согласен. Сотрудничество с взрослыми поможет подростку разобраться в мире профессий, например, различить понятия «профессия», «специальность», «должность». Это другая сторона проблемы выбора профессии. Именно взрослые должны или объяснить эти ню-ансы сами, или устроить для ребенка консультацию со специалистом. Внимательное от-ношение взрослых к выбору подростка является для него сигналом о том, что в него ве-рят, что его потенциал высоко оценивают. Попытки отговорить воспринимаются как уни-жение достоинства, как сомнение в его возможностях и способностях, и отрицательно влияют на самооценку.

Например, Алеша хотел быть геймдизайнером, но эта профессия показалась его родителям слишком экзотической и мало востребованной. Однако, несмотря на возму-щение деда и бабушки, которые утверждали, что внук «просто хочет всю жизнь в компьютерные стрелялки играть», спорить с мальчиком не стали. Было решено побольше узнать про это направление, а пока ориентироваться на поступление в ВУЗ на специальность «программист».

В 10 и 11 классах Алексей посещал подготовительные курсы выбранного родите-лями ВУЗа, усиленно учил немецкий язык в Институте Гете и сдавал квалификационные экзамены. Деньги на эти занятия выделил отец, хотя дедушка называл это «блажью». При этом школьник работал сначала бета-тестером – то есть давал оценку новым играм бесплатно, а потом стал получать небольшую зарплату. Неожиданно для родных в конце 11 класса Алексей объявил, что собирается поступать в Институт цифровых коммуникаций в Берлине. Сейчас он успешно перешел на третий курс. Его приняли на работу в немецкую фирму, занимающуюся разработкой компьютерных игр. Родители гордятся своим сыном.

Профессия начинается с мечты. А превратится ли детская мечта в реальность – это уже во многом зависит от мудрости взрослых.

Психолог «Школы Сотрудничества» кандидат психологических наук Татьяна Борисовна Киселева.