Главная страница > Советы молодым родителям
Детская психология

<< обратно к списку советов молодым родителям
Почему так важно развивать моторные навыки у детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Автор:Н.Ф. Кацевич, психолог "Школы Сотрудничества"







Почему так важно развивать моторные навыки у детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук-под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, точнее, от пальчиков. Чем точнее и активнее движения пальцев у ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. А при поступлении ребёнка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией. В настоящее время в детских учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем, когда ребёнок уже учится в 1 классе, а рука его ещё не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.

Предлагаем Вашему вниманию упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.
Занятия должны проводиться регулярно, иначе эффекта от упражнений не будет. Во время занятий следите за состоянием ребёнка: если он начал скучать или утомился, то занятия лучше прервать. Занятия проводятся 15 минут в день.
Старайтесь менять упражнения, но каждый день повторять те, что ребёнок закрепил (в выходные дни можно время занятий увеличить до 20-25 минут с перерывами для отдыха). Ребёнок должен воспринимать все задания и упражнения, как игру.
Упражнения для развития рук.

  1. Разминать пальцами пластилин (лучше глину)
  2. Катать по столу по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, шарики (горошинки)
  3. Двумя пальцами руки (сначала указательным и средним, а затем средним и безымянным) «ходить» по столу, изображая различные способы передвижения пешком: крадучись, бегом, «на коленках» и т.п. Упражнение выполняется сначала правой, а потом левой рукой.
  4. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу (игра на пианино)
  5. Махать в воздухе только пальцами.
  6. Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  7. Завязывать и развязывать узлы на толстой верёвке или шнурке.
  8. Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
  9. Застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, крючки.
  10. Закручивать и раскручивать крышки, шурупы, гайки.
  11. Различные игры с конструктором, мозаикой, различного размера кубиками.
  12. Рисовать в воздухе различные фигуры всей рукой и одной только кистью руки. Упражнение выполняется сначала правой, а затем левой рукой.
  13. Мять пальцами поролоновые игрушки, губку.
  14. Рисовать, раскрашивать, штриховать.
  15. Вырезать различные фигуры ножницами.
  16. Рисовать цветными мелками, акварелью, карандашами, ручкой.

Комплекс упражнений для развития тонкой моторики:

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочерёдно выполнять каждой рукой.
  2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.
  3. Выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний-к указательному.
  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочерёдно каждой рукой. Затем-двумя руками одновременно.
  5. Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше.

Поочерёдно каждой рукой, затем сразу обеими.

  1. Положить руки ладонями вверх. Ребёнок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
  2. Ладони лежат на столе. Ребёнок поочерёдно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  3. Ребёнок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.
  4. Положите на стол десять-пятнадцать карандашей или палочек. Ребёнок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребёнку собрать пуговицы, горошинки и мелкие детали.
  5. Ребёнок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движение так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
  6. Дайте ребёнку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую сторону.

А теперь пусть ребёнок попробует их перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.
12. Покажите ребёнку такое упражнение: быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону-с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.

Игры для развития тонкой моторики пальцев рук

«Гребешок»

Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.
Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой — и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

«Кошка выпускает коготки»
Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

«Лесенка»
Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки — готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него — указательный левый — еще две ступеньки готовы.
Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы — последние. Вот и построена лестница.

«Бег»
Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставляя пальцами, ребенок изображает, как человечек «на ножках» бежит к противоположному краю стола. То же упражнение выполняется указательным и безымянным пальцами.

«Быстрое вращение»
Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.

«Колечки»
Кончик мизинца положить на кончик большого пальца – это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и, наконец, указательного и большого — это большое колечко.

Всё повторить на другой руке

«Бумага, ножницы, камень»
Играете вместе с ребенком. В такт словам «бумага, ножницы, камень» встряхиваете сжатыми в кулак руками.
То же самое делает ребенок. Затем вы останавливаетесь на одном из трех слов: если это слово «бумага», то следует выпрямить пальцы (они плотно прижаты друг к другу), если это слово «камень», то рука сжимается в кулак, если слово «ножницы», то все пальцы прижаты к ладони, а указательный и средний выпрямлены и раздвинуты, как ножницы.

Когда ребенок освоит эту игру, поменяйтесь с ним ролями.

«Солнце, заборчик, камешки»
Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены — это «солнышко».

Затем плотно прижать пальцы друг к другу и выпрямить — это «заборчик». Обе руки сжать в кулаки — это «камешки».
По вашей команде: «Солнышко», «Заборчик», «Камешки» — ребенок показывает
пальчиками: «солнышко» с растопыренными пальчиками, «заборчик» с прямыми пальчиками или «камешки» — кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимательным.
По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте
последовательность, скорость произнесения слов-команд.

«Ладонь - кулак»
Эта игра может использоваться индивидуально. Она развивает не только
тонкую моторику пальцев рук, но и внимание.
Выпрямить сомкнутые пальцы правой руки, направленной вверх. Прямые пальцы левой руки направить перпендикулярно к правой руке, к основанию ладони правой руки — это «ладонь».

Левую руку сжать в кулак, выпрямленные пальцы правой руки касаются основания ладони левой руки — это «кулак».
Называете слова: «Ладонь! Кулак! Ладонь! Кулак! Кулак!» и т. д. и сопровождаете их
соответствующими жестами.
Ребенок повторяет движения за вами, затем самостоятельно по вашим командам. С каждой командой меняется положение рук: то правая рука упирается в основание левой, то наоборот.

«Замок»
На двери висит замок (пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок)
Кто открыть его бы смог?
Потянули,

Покрутили,
(кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцев)

(локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными)
Постучали (постукивают друг о друга основания ладоней)
И открыли!
(пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны)

«Колодец»
Положите четыре спички (две спички параллельно друг другу, сверху две спички
перпендикулярно им), так чтобы получился квадрат.
Затем в игру включается ребенок и тоже осторожно накладывает сверху свои спички. Так
колодец постепенно растет.

«Игра в фантики»
Сделайте из конфетных оберток фантики. Научите своего малыша складывать фантики.
Положите фантик на ноготь большого пальца и щелчком об указательный отправьте его в
полет.
Потом положите фантик на ноготь указательного пальца и щелчком о большой палец
отправьте его в полет, и так на каждом пальце.

Рекомендуем познакомиться со следующей литературой и упражнениями на каждый день по развитию моторных навыков.

  1. О.В. Бачина, Н.ф. Коробова «Пальчиковая гимнастика с предметами»
  2. Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду»
  3. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Игры с пальчиками»
  4. 4. Ольга Новиковская Ум на кончиках пальцев «Весёлые пальчиковые игры»