Главная страница > Советы молодым родителям > Детские сады в Японии
 
На главную страницу



 

 

 

 

 

 

 






Детская психология

<< обратно к списку советов молодым родителям
Детские сады в Японии

Suzannah Tartan для The Japan Times

Каждое утро перед работой я качу свою дочь на велосипеде вверх по холму в детский сад в центре Токио. Там, в «Tampopo gumi», она проводит день вместе с 14-ю годовалыми детишками и четырьмя воспитателями в классе «Одуванчик». В большой солнечной комнате она играет, поёт, кушает и дремлет, а также пускает слюни и агукает – эти составляющие являются основными в дне любого малыша.



Группа «Одуванчик», детский сад в центре Токио

Если громким заявлениям исследователей из США и Великобритании можно верить, возможно, я подвергаю её опасности. Эти заявления – продолжение давней войны об уходе за детьми между традиционалистами, считающими, что дети должны проводить время с матерью дома, и феминистками, для которых детские сады являются крайней необходимостью при сохранении темпа восхождения по карьерной лестнице. И где-то посередине между первыми и вторыми находятся простые рабочие семьи, которые вследствие финансовой потребности (и здравомыслия мамы) отправляют детей в детский сад или ясли.
Этой весной Национальный институт детского здоровья в США и результаты исследования «Изучение влияние яслей на развитие младенцев» произвели фурор. Проанализировав с 1991 года состояние детей от рождения до 12 лет, было заявлено, что существенное количество детей, отданных в детские сады, проявляло впоследствии чрезмерную агрессию.
Аналогичное исследование Департамента образования и навыков от Правительства Великобритании выявило, что дети, которые проводят более 35 часов в неделю в детском саду, выказывают повышенный уровень антисоциального поведения. В своём предыдущем исследовании известный эксперт, занимающийся вопросами заботы о детях, Пенелопа Лич (Penelope Leach) пришла к более широкому обличающему выводу, который можно свести к заключению, что группы в детских садах (и сами детские сады) «менее, чем хороши».
Но, возможно, не в Японии. Исследования, проведённые здесь, приходят к другим выводам. В частности, малое двухлетнее исследование 200-го года, проведённое работниками Школы медицины от Университета Хамамацу (Hamamatsu University) в 41-м государственном лицензированном детском саду, выявило, что домашнее воспитание накладывает отрицательный отпечаток на ребёнка (что удивительно для страны, не благоволящей к работающим женщинам: в 2002 году в 22272 детских сада Японии ходило около 1,8 млн. детей, что составляет около 20% от всех дошколят. Причём муниципалитеты финансируют только 12437 детских садов, а остальных находятся на поддержке общества).

Комплексное исследование, возглавляемое Такэхиро Амино (Takehiro Amino), клиническим психологом и профессором токийского Университета Касэй (Kasei University), который также возглавляет правительственную группу консультантов по детским садам и заботе о детях, привело к аналогичному выводу. Согласно Амино, до 1980-х гг. исследователи – и пресса – считали детские сады вредными для детей, что привело к неправильному представлению об охране материнства.
«Вопрос не в том, присутствует ли постоянно биологическая мать», - говорит он. – «Но в том, существует ли психологическая, визуальная, тактильная и слуховая взаимосвязи между воспитателем и ребёнком». Таким образом, отмечает Амино, японская система изначально не задумывалась как масштабная сеть детских садов по всей стране и акцент делается на индивидуальном уходе и учебной программе – такой вид заботы о детях больше всего походит на материнскую.
Для достижения этой цели (работы, что называется, тет-а-тет) количество детей в детских садах и яслях очень мало – как и количество воспитателей, впрочем. В токийских государственных детских садах один воспитатель приходится на троих детей, на четырёх годовалых младенцев также приходится один воспитатель, а в детских садах, куда детишек отдают не на один день, количество детей на воспитателя значительно превышает этот стандарт. В большинстве детских садов есть и своя медсестра, имеющая лицензию, а для каждого ребёнка ведутся записи: туалетные привычки, предпочтения в игре и питании, общее настроение и здоровье.
Наоко Хорикава (Naoko Horikawa), ветеран с 25-летним стажем из детского сада в токийском районе Накано, говорит: «Мы кормим ребёнка, меняем ему подгузники, играем с ним каждый день. Мы действительно привязываемся к нему. Когда я была беременна, то меня назначили в нулевой класс и я волновалась, будет ли мой ребёночек таким же красивым, как те, с которыми я тогда занималась». Харуна Ито (Haruna Ito), чья дочь провела четыре года в детском саду токийского района Аракава, говорит: «Её учитель действительно воспитывал её и мы чувствовали себя очень хорошо на работе, зная, что детский сад функционирует «по образу и подобию» родителей».
«Во всяком случае бывают времена, когда моей дочери в детском саду лучше, чем дома, где блюда, в основном, состоят из мяса, овощей и ужасно большого количества пасты. В детском саду же она получает тщательно сбалансированное питание, которое готовится на месте и включает в себя 6-7 блюд плюс десерт. Когда она начала есть твёрдую пищу, диетолог, назначенный муниципалитетом, встретился со мной для обсуждения примечаний её воспитателя, который упоминал о том, как она жевала и как хотела наконец уже присоединиться к старшим младенцам

Юко Ойи (Yuko Oii), мама с двумя детьми, которые вместе с двухмесячного возраста «ходят» в государственный детский сад токийского района Накано, соглашается с предыдущим оратором: «Воспитатели полностью посвящают себя детям. Когда мои дети немного подросли, они, казалось, обучались различным манерам более легко и лучше играли с другими детьми».
Амино отмечает, что определённые японские традиции воспитания детей могут внести различия в результаты исследования в Японии, Великобритании и США. Он отмечает, что на ребёнка давит куда меньшая нагрузка, плюс в Японии ребёнок менее зависим от родителей и воспитателей.
Нигде это не очевидно так, как в совместном сне, когда дети спят рядом со своими родителями. Согласно исследованию детских и подростковых медиков, свыше 60% японских детей постоянно спят со своими родителями и ещё 30% - делают это от случая к случаю. Для сравнения – 65% детей в США никогда не спали со своими родителями. Американский ребёнок, который провёл день отдельно от родителей, склонен провести отдельно и ночь, а японский ребёнок, вероятнее, проведёт ночь, спя рядом с мамой и папой.

Эта физическая близость подчёркивается и в дошкольных учреждениях, где многих младенцев укладывают спать или на коленях воспитателя, или привязывают их к спине.
«Будучи младенцами, мои дети, вероятно, получили больше внимания и заботы, которые бы они могли получить, находясь дома», - говорит Ойи. – «Т.к. я слишком занята управлением домашним хозяйством». Культурное отношение к кричащему младенцу в Японии также отличается. В Великобритании или США всё ещё широко распространено убеждение, что младенцы должны как можно скорее научиться «успокаиваться самостоятельно» и что плачем младенцы только манипулируют своими родителями. В известной американской серии книг «Что ожидать» («What to Expect») родителям ночных крикунов рекомендуется «не брать или не разрешать младенцам спать в родительской постели», т.к. они могут привыкнуть и не будут спать одни.
Некоторые эксперты поощряют родителей позволять детям «выкричаться» (иногда это даже называют «ферберизироваться» («ferberizing») - по имени педиатра, который популяризовал эту практику – Ричарда Фербера (Richard Ferber)). Эта практика подразумевает, что ребёнка нужно оставить плакать, пока он не заснёт, даже если он будет плакать несколько часов. А когда главного воспитателя детского сада, куда ходил мой сын, спросили, нормально ли это, он ответил: «Он - ребёнок».
«Игнорировать плач ребёнка», - говорит Юдзи Дэхо (Yuji Deho), сотрудник детского сада в районе Сугинами. – «Это всё равно, что отворачиваться, когда кто-то заговаривает с Вами».
Кроме этого, для многих семей, живущих часто в разрозненной городской среде, далёкой от традиционной системы поддержки бабушек и дедушек, система детских садов стала своеобразной заменой семьи. Воспитатели моего старшего сына не только заботились о нём, они ещё помогли мне стать лучшим родителем.
«Наше руководящее положение в этом вопросе очень явно», - говорит Норикава из района Накано. – «Мы должны научить родителей, как воспитывать своих детей».
Это делается посредством регулярных совещаний, на которых матери и отцы участвуют в воспитании ребёнка.
«Некоторые родители действительно не могут привязаться к ребёнку», - говорит Хорикава. – «И тогда воспитатель пытается сам привязаться к нему, чтобы показать, что его любят, и тогда ребёнок может считать, что возвращается домой к родителям».
«В эпоху роста жестокого обращения с детьми и беспризорности (выше на 34% по сравнению с прошлым годом – по данным Национального полицейского агентства)», - заявляет Дэхо из района Сугинами. – «детские сады способны бросить вызов даже неработающим матерям и выгода от их использования будет очевидна».
Даже учитывая снижение коэффициента рождаемости и общее старение населения увеличение количества детских садов давно стало необходимостью. Правительственный план «Ангел» 1994-го года и «Новый Ангел» от 1999-го года призывали к массовому увеличению количества детских передач и большей гибкости системы для удовлетворения потребностей семьи, чей рабочий день ненормирован. Это привело к противоречивой политике приватизации и отмене госконтроля за детскими садами. Также выросли очереди и появилась жёсткая конкуренция на имеющиеся места, особенно жёсткая в случае с младенцами. По иронии судьбы, расширение системы детских садов в Японии может поставить под угрозу те аспекты, которыми имеющаяся система выгодно отличается от западных аналогов.

Будущее детских садов в Японии

Огромные затраты на поддержание государственных детских садов привели к чрезмерной нагрузке на муниципалитеты и госбюджет, в результате чего появился стимул к приватизации системы детских садов.
Хотя дети могут записаться в любое доступное учреждение в любое время года, обычным временем для «поступления» является апрель, а заявления подаются в январе. Иностранные семьи также могут подавать заявления, однако, желательно хоть какое-то знание японского языка.

Стоимость посещения детских садов и центров

Японские детские сады – предприятия не из дешёвых. Исследование системы детских садов в районе Тиёда показало, что на каждого ребёнка в дошкольных учреждениях требуется около 2,8 млн. йен в год. Расходы семей также учитываются, поэтому плата, в принципе, разумна и устанавливается по скользящей шкале.
В районах Токио верхняя ставка оплаты составляет 60 тыс. йен в месяц для младенцев и 30 тыс. йен для детей от трёх лет и старше. Для сравнения – в Великобритании за посещение яслей младенцем до двух лет придётся отдать 600 фунтов (137 тыс. йен) в месяц.
Токийские детские сады не слишком внушают доверие снаружи – многие здания стары и требуют покраски. Бюджетные деньги, выделяемые на игрушки, довольно скудны и воспитателям приходится напрягать фантазию, создавая погремушки из старых бутылок, а из молочных корзин, покрытых бумагой – столы и стульчики.
Большая часть денег уходит на персонал, качество которого является основополагающим в детских садах и яслях. В США и Великобритании нет или почти нет детских садов, которые мало платят своим сотрудникам. Исследования в США показали, что средняя заработная плата работника американских детских садов составляет 8,78$ (922 йены) в час. В Великобритании аналогичный показатель составляет 6,22 фунта (1420 йен) в час. Причём, многие из воспитателей имеют низкую подготовку. В Японии на полный рабочий день воспитателем устраиваются либо выпускники специальной двухлетней профшколы или после четырёх лет университетов. Воспитатели государственных детских садов считаются правительственными чиновниками и входят в мощнейшее Объединение работников префектур и муниципалитетов всей Японии. Исследование 2000-го года показало, что среднестатистическая заработная плата воспитателя составляет 350 тыс. йен в месяц.

Поскольку заработная плата зависит от возраста и стажа в данном детском саду воспитатели могут заработать себе на вполне неплохую пенсию. Исследования Городского Университета Иокогамы показали, что в некоторых городах воспитатели могут зарабатывать до 7,5 млн. йен в год.

Все о высшем образовании >>>>

Воспитатели детских дошкольных учреждений также получают прекрасные пособия по беременности и родам – намного лучше, чем работники других отраслей. А это значит, что многие из воспитателей (большинство всё же это женщины) сами матери и их дети также ходили в такие же детские сады.


ТЕГИ: Детские сады в Японии, Воспитатели детских дошкольных учреждений, Стоимость посещения детских садов и центров, Японские детские сады , Наоко Хорикава, дети, детский сад, воспитатель, Токио, Япония, Национальный институт детского здоровья , japan kinder garden

   
© 2002-2021
Образование для детей
www.edukids.ru
Ваши предложения мы ждем по электронной почте
webmaster@edukids.ru
и по телефону: +7 (495) 545 63 67
Размещение рекламы
info@edukids.ru
Телефон: +7 (495) 545 63 67
Renew Design Сделано в Renew