Главная страница > Советы молодым родителям
Детская психология

<< обратно к списку советов молодым родителям
Студии детского творчества




Все о высшем образовании >>>>

Как вы думаете, что общего у Сергея Туполева, Михаила Ботвинника, Ролана Быкова, Станислава Ростоцкого, Натальи Бессмертновой, Владимира Васильева, Тамары Синявской, Людмилы Касаткиной, Сергея Кононенко? Первый ответ, который приходит в голову - это известные люди... Второй ответ - некоторых из них объединяет одна и та же профессия - актерская. Ответ третий: все они - талантливые личности. И то, и другое, и третье абсолютно верно... Но вот вам еще вопрос: как вы думаете, а смогли бы они попасть в наш список знаменитых людей, если бы в свое время не окончили разные студии при Московском дворце пионеров, что на Воробьевых горах? Попробуем ответить на него вместе.

Дань прошлому

Трудно подсчитать, скольким из нас кружки в бывших дворцах и домах пионеров помогли определиться с будущей профессией. А между тем многие из тех, кто еще в отроческие годы возглавлял пионерский отряд, или умел взять на себя ответственность в походе, или вместе с преподавателем докапывался до секретов какого-либо механизма - сейчас либо преуспевающие менеджеры, либо "продвинутые" и востребованные в своей области специалисты, либо просто хорошие люди, которые не пропадут в этой жизни... Что, согласитесь, уже само по себе здорово.

Кто-то вполне логично возразит, что просто в советское время дома пионеров и сады-пятидневки были палочкой-выручалочкой для работавших с девяти до шести родителей, которым просто некогда было присмотреть за любимым чадом. Вот и отправляли ребенка куда-нибудь в такое вот место, чтобы не болтался без присмотра на улице или не сидел дома просто так... А там уж с ним занимались, учили уму-разуму и всяким премудростям, давая вместо родительского государственные тепло и внимание...

Безусловно, доля истины есть и в таком рассуждении. Однако далеко не всегда дома пионеров давали только казенный набор знаний и умений, далеко не всегда там преследовались лишь идеологические цели. Если бы было только так - не вспоминали бы с благодарностью нынешние пятидесяти-тридцатилетние своих преподавателей студий и руководителей кружков. Не секрет, что все дети остро чувствуют фальшь, и просто отсекают от себя взрослых, пытающихся навязать ложные понятия. Зато какой горячей любовью одаривают тех, кто искренне отдает им свою душу, раскрывает им двери в захватывающий мир творчества. А в большинстве случаев в дома и дворцы пионеров шли истинные энтузиасты своего дела, педагоги с большой буквы, у которых не иссякало желание познавать окружающий мир и щедро делиться этим чувством с молодыми. Потому так высок был коэффициент полезного действия районных и городских пионерских домов и дворцов и существовавших при них студий для дошколят. Поэтому многие ныне известные люди имеют за спиной какой-либо кружок или студию при таком вот дворце...

Можно ли считать, что им помогли определиться в выборе профессии и фактически сотворить свое будущее? Думается, многие ответили бы утвердительно.

Выбор будущего

Сейчас, когда у взрослых появилась свобода не работать, или работать дома, или сидеть на пособии по безработице, или нанять няню (гувернантку, домашнего воспитателя), кажется, потребность в учреждениях, где можно занять ребенка чем-то полезным на время отсутствия родителей, словно бы отпала сама собой... Отпала ли?

В последнее десятилетие стали много говорить о пользе и необходимости раннего развития ребенка - причем не только с мамой, но и под руководством опытных педагогов. Практика показала, что раннее развитие оправдано - ребенок в состоянии уже в трех-четырехлетнем возрасте усвоить через игру основы грамоты, счета, творческих навыков...

Поэтому, конечно, можно и нужно заниматься с ребенком дома. Но в какой-то момент родительских (или бабушкиных) знаний, времени и терпения на последовательные занятия с малышом просто не хватит. И тут на выручку приходят старые добрые дома и дворцы пионеров и школьников, ныне распахнувших свои двери и для дошколят...

Поэтому если ваш пяти-шестилетний кроха пытается что-то распевать или с удовольствием тянется к краскам и пластилину - не теряйте времени и ведите его в студию, пусть ему профессионально помогут развить заложенные в каждом человеке тягу к знаниям и стремление к прекрасному. Кто знает, может, ваша дочка, которая сейчас с увлечением накручивает лоскутки на куклу, станет в будущем новой Коко Шанель, а вашего голосистого сына ждет слава Паваротти? А даже если и не такая слава - ее в конце концов не на всех хватает - то они хотя бы осознают свои собственные возможности и через приобщение к творчеству поймут, что не хлебом единым...

Ведь в появившихся сейчас всевозможных студиях детского творчества при центрах (домах) культуры и творчества преподают исключительно профессионалы - как педагоги, так и мастера своего дела.

В этом отношении показательна история изостудии "Ракурс" многопрофильного Центра детского и юношеского творчества "Москворечье". В настоящее время ею руководит архитектор- градостроитель и изобретатель Владимир Семенович Райберг. Сколько себя помнит, рисовал всегда. Несколько лет назад желание рисовать захватило его полностью, и он стал участвовать в выставках. На одной из них кто-то из Центра "Москворечье" обратил внимание на его работы, и художник получил предложение - преподавать в детской изостудии. С первых же занятий почувствовал - это его дело...

Райбергу присвоено звание педагога высшей категории, хотя он честно признается, что не прочитал ни одного учебника по педагогике, ни одного методического пособия о том, как учить детей изобразительному искусству: "Работаю так, как когда-то замечательные преподаватели работали с нами, детьми, во Дворце пионеров, - лучше не придумаешь. Главное, я с детьми на равных - мы одинаково воспринимаем мир"... Владимир Семенович не одинок - по всей нашей огромной стране тысячи творческих людей нашли себя в работе с детьми в Центрах, домах и кружках. В том, что все дети талантливы - у них нет никаких сомнений. Просто одному нужно помочь больше, у другого что-то получается само собой, третьего надо поощрить выступлением на концерте, а четвертому будет достаточно похвалы педагога.

Надо видеть, с каким удовольствием идут сами дети на занятия в свои дома и центры творчества. Для них - это возможность окунуться в мир своих увлечений, своих истинных наклонностей, повидаться и пообщаться с теми, у кого такие же интересы. Многие занимаются у одного и того же педагога по многу лет, придя к нему еще дошкольником. Полученного от преподавателя творческого импульса иногда хватает настолько, что увлечение перерастает в стремление овладеть профессией. Но что самое главное - в маленьком человеке постепенно воспитывается понимание красоты, любовь и уважение к плодам чужого труда, потому что их собственные души познали такое же вдохновение, а руки познали такой же труд.

Удивительное - рядом

Чему же сейчас можно научиться в кружках и студиях домов и дворцов детского творчества и как туда попасть?

Все очень просто - практически в любом микрорайоне любого населенного пункта имеется свой дом детского творчества.

Набор предлагаемых занятий практически везде одинаков: иностранные языки, живопись, рукоделие (особенно популярны вышивание, бисероплетение, мягкая игрушка, но нередко - в зависимости от региона - преподаются и народные промыслы), музыка (хоровые занятия), хореография и гимнастика, изучение окружающего мира, шахматы, фотостудии и моделирование.

Деньги приходится платить практически везде. Только расценки разные - поскольку различаются не только формы организаций (частные и государственные), но и, так сказать, "потребительский спрос". Наиболее "затратные" занятия - языковые и танцевально-музыкальные - тут помимо оплаты самих (весьма востребованных, а стало быть и дорогих) занятий, приходится тратиться на книги, тетради, костюмы. Где-то педагог собирает с каждого ученика по 150-200 рублей на год - на приобретение материалов, в то время как сами занятия - бесплатные.

Во многих Центрах детского и юношеского творчества оплата занятий принимается в качестве благотворительнго взноса родителей - через Сбербанк.

Наиболее активно проявляют себя муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей. Практически так именуются все более-менее крупные Центры детского и юношеского творчества по всей стране. Помимо того, что всех их отличает многопрофильность, у них давние - еще с "пионерских" времен -связи с различными учреждениями культуры своих районов, что позволяет регулярно организовывать концерты и конкурсы для детей, занимающихся в различных секциях Центров.

Наиболее часто встречающаяся структура Центров: модульно-блочная. Модули - это объединения детей: кружок, студия, клуб, ансамбль. Под блоками понимается условное разделение детишек с учетом особенностей возраста. Например, в Центре детского и юношеского творчества Балашихинского района Московской области к первому блоку относят детей 6-8 лет - для них еще создают мир сказок. Во втором блоке занимаются дети 8-12 лет - это уже школа развития. С 12 до 16 лет, в третьем блоке, занимаются дети, для которых занятия уже становятся школой мастерства.

Как правило, в таких многопрофильных центрах можно найти занятие на любой вкус: спортивно-технические, художественные, театральные, музыкальные, танцевальные, декоративно-прикладные.

Есть уже и добрые традиции. Как правило, свои знания и умения дети показывают не только родным и друзьям на различных праздничных концертах и благотворительных представлениях, к которым готовятся по нескольку месяцев. Традиционными стали и поездки старших учеников на межрегиональные и даже международные конкурсы детского творчества. Так что к познанию тайн творчества прибавляется рельальное знание географии...

Хотите, чтобы ваш ребенок вырос неординарной личностью, а быть может, и человеком с выдающейся судьбой? Тогда вперед - в ближайшую студию детского творчества!