Главная страница > Советы молодым родителям
Детская психология

<< обратно к списку советов молодым родителям
Однословные и двусловные высказывания ребенка




Все о высшем образовании >>>>

Первые детские слова - это одновременно и первые высказывания ребенка. Он не произносит слова «просто так», с помощью слов он выражает определенные намерения, которые взрослый обычно бывает в состоянии правильно понять. Дети на втором году жизни еще не могут, как взрослые строить сложные предложения, да это им еще инее нужно. Их намерения при общении пока элементарно просты, и они очень многое могут выразить с помощью ограниченного набора слов, используя их в сочетании с жестами, взглядами, звуками. Огромную роль при этом играют различные фрагменты ситуации - они как бы становятся фрагментами высказывания, избавляя ребенка от необходимости подыскивать для них словесные этикетки. То важнейшее обстоятельство, что речь ребенка на данном этапе ситуативна, существенно облегчает как производство речи, так и ее понимание. Ребенок говорит только о том, что имеет место здесь и сейчас и касается его самого и его собеседника.

Выделяют четыре основных типа слов-фраз в соответствии с их функциями в общении:
1. Привлечение внимания взрослого: мама!; ди (иди). Прототипами этих высказываний на предшествующей стадии речевого развития можно считать лепет, хныканье, жесты, плач и т.п.
2. Сообщение о чем-то увиденном и услышанном: би-би - за окном проехал грузовик; мако - произносит удовлетворительно, попробовав молока из чашки, протянутой матерью; киса - констатирует, глядя на кошку, пробежавшую по улице. Часто такие фразы сопровождаются указательными жестами. Если событие не привлекает его особого внимания, он просто не станет о нем сообщать.
3. Проверка гипотезы о том, как называется тот или иной предмет. Обычно ребенок ждет подтверждения того, что он сказал правильно, прислушиваясь к реакции взрослого. Тиси (часы) - показывает на висящий на стене барометр. Ако - указывает на окно. Эта деятельность особенно активизируется к полуторагодам или несколько позже, когда многие дети делают открытие относительно того, что все вещи имеют свои имена. Именно это открытие является толчком к лексическому взрыву, когда ребенок, до той поры усваивавший слова чрезмерно медленно, начинает произносить до 8-12 новых слов в день.
4. Запрос о чем-нибудь (прототип настоящих вопросительных предложений). Папа?, произнесенное с вопросительной интонацией, когда отец выходит из комнаты, означает приблизительно: «Куда он пошел? Зачем он от меня ушел?» Хотя предложения на этой стадии и однословны, однако, налицо умение расчленить ситуацию, выявить один из ее компонентов, который представляется наименее очевидным и для которого в словарном запасе имеется подходящее слово.

Первые двусловные предложения первоначально тонут в общей массе однословных высказываний и не всегда замечаются родителями. Между тем это важный этап в развитии речевой деятельности - ребенок переходит к комбинации языковых единиц, возникает синтаксическая структура.

Период, когда ребенок уже в состоянии создать двусловное предложение, но еще не может конструировать структуры большого объема, охватывает не более двух-четырех месяцев, однако он чрезвычайно своеобразен. Предложения появляются в речи детей в возрасте от полутора до двух-двух с половиной лет. Есть дети, которые умудряются поставить рядом два слова, соединив их в предложение, даже в год и два месяца; есть дети, также нормально развивающиеся, в речи которых это происходит гораздо позже.

Говоря о первых детских предложениях, в первую очередь надо помнить о том, что они так же не похожи на предложения взрослых, как и первые детские слова - на слова, которые мы употребляем в своей речи.

Дети с помощью двусловных предложений описывают небольшой круг стандартных ситуаций:
1. Местоположения лица или предмета: Тося там; кисень пецька (кисель на печке); сенцик дюндю (солнечный зайчик за сундуком); баба кеся (бабушка в кресле); газь бока (грязь на футболке). На первом месте в таких фразах, как правило, стоит компонент, обозначающий предмет или лицо, на втором - обозначающий место.
2. Просьба дать или сделать что-либо: бай тиси; исе мака (еще молока); дай чай; мама, чи ля-фа-фа (включи ля-ля-фа); мама, дай тпру-тпру (пойдем гулять); мА тя (мама, дай чай); дай а-а-а (хочу на горшок); дай ба бай (давай спать); дай ам-ам-ам (дай поесть).
3. Отрицание чего-нибудь: гусь тю-тю (спрятал игрушку); баба ни (бабушки нет), мама ы бабай (мама не будет спать); нет ботя (нет работа). Одни дети ставят отрицательную частицу на первое место в предложении, другие предпочитают ею заканчивать предложение.
4. Описание ситуации, имеющей место в настоящем и связанной с тем, что происходит в настоящий момент: мама бай-бай, папа ням-ням, тика-тика бай-бай (часы спят), дощ а-ам (дождь капает); либо с тем, что уже свершилось, но активность последствий налицо (би-би бах) - указывает на машинку, валяющуюся на полу.
5. Указание на принадлежность предмета: мама цаська (мамина чашка); во, мами(мамин)нос; мой папа; мама, майки папи (майка папина).
6. Качество предмета: мама бяка; дом во-о - показывает, что большой; МОКа песика (мокрый апельсин); мама, во моко (вот мокро).

Дальнейшие линии развития синтаксического строя речи можно кратко определить следующим образом:
• Расширяется репертуар синтаксических компонентов предложения: появляются все более сложные компоненты, например, со значением причины, цели, совместного действия и т.п.;
• Расширяется иерархическая структура предложения - развиваются и углубляются зависимости одних компонентов от других: Я закрыл ее там гулять со мной - засовывая перед прогулкой птицу в чехол из-под сабли;
• Около 2 лет в речи детей появляются предложения со словами «вот», «какой (какая, какие)», «пусть», «давай» (Вот одна капелька. Какие яблоки! Давай играть.)

В речи двухлетнего ребенка (у многих детей это начинается на 3-4 месяца раньше, у некоторых - на полгода позже0 бурно развивается морфологическая система: усваивает категорию падежа и числа существительного, овладевает склонением существительных (без учета вариаций по типам склонения), категориями вида, наклонения и времени глагола, а также способами глагольного словоизменения.

В речи большинства детей первые предложения появляются прежде, чем он научится изменять слова, т.е. синтаксис возникает раньше морфологии. Двусловные высказывания типа: Яся-ля-ля-ля (Саша поет), дай пика (дай спичку), дяка мам-мам (ягода ням-ням, т.е хочу есть ягоды)-это типичные предложения телеграфного стиля, лишенные словоизменения.