Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Нужны ли России институты благородных девиц?

Автор: Наталья Губернаторова
По материалам сайта: http://www.planetaedu.ru

Кадетский корпус № 9 “Ассоль” для девочек
Кадетская школа-интернат № 9 «Московский пансион государственных воспитанниц» (для девочек)
>>>>


Особенность воспитательного процесса заключается в самом контингенте кадетской школы - интерната, в которой обучаются только девочки.

Реализуя цели и задачи кадетского образования, мы пытаемся не растерять основные женские качества воспитанниц. С этой целью была разработана концепция воспитания в кадетской школе - интернате для девочек, реализация которой проходит по трём программам.

1. Программа гражданского и военно-патриотического воспитания.

Главное внимание в воспитании кадетов уделяется военно-патриоти­ческому направлению. Принятие Торжественной клятвы кадета проходит в Центральном музее ВОВ на Поклонной горе.
Воспитанницы встречаются на уроках мужества с ветеранами ВОВ, героями России, воинами-интернационалистами, посетили священные места нашей Родины города-герои Санкт-Петербург, Волгоград, Курск, Белгород.
Воспитанницы показали отличную строевую выучку при торжест­венном прохождении по Красной площади 7-го ноября 2006 года, посвященном юбилейному параду 7-го ноября 1941 года.

Традиционными стали такие акции:

концерты и адресная помощь ветеранам Великой Отечественной войны,
воинам – ветеранам и инвалидам, получивших ранения в зонах военных конфликтов;
«Вахта Памяти»;
приглашение ветеранов всех войн на праздник «День Победы».

Девочки-кадеты в кадетском оздоровтельно-образовательном лагере ПатриотВоспитанницы кадетской школы-интерната «МПГВ» активные участницы патриотических мероприятий,проводимых органами государственной власти, общественности и ветеранскими организациями, лауреаты фестивалей военно-патриотической песни 2004-2007 годов, призеры спортивных соревнований, посвященных Дню Защитника Отечества.

Для обеспечения качественного проведения практических полевых занятий по основам военной службы воспитанницы ежегодно выезжают в кадетский оздоровительно - образовательный лагерь «Патриот, где на практике познают строевую и огневую подготовку.

Для углубления представления воспитанниц об основах военной службы, о воинской дисциплине и организации введён курс «Строевая подготовка».

2. Программа формирования интеллектуально, нравственно, культурно и духовно развитой личности.

Для выражения музыкальных и творческих способностей, в целях привития интереса к музыкальному искусству, для дальнейшего развития духовности как качества личности введены следующие кружковые занятия:
«Вокал» и «Хоровое пение» формируют первичные навыки исполнения вокальных произведений, а также вос­питывают чувство кол­лективизма и ответственности, учат взаимодействию в сов­местном творчестве.
«Фортепиано» развивает музыкальный вкус, умение слушать и восприни­мать классическую фортепианную и симфоническую музыку, воспитывают любовь к народной музыке, творчеству русских композиторов-классиков, советских компо­зиторов, лучших представителей зарубежной музыки.

Девочки-кадеты на балу. Бальные танцы для девочек.Для развития у детей координации движений,пластичности тела, выносливости, ловкости,музыкальности, ритмичности, чувства уверенности в себе, приобщения к мировой культуре, формирования эстетических иде­алов на основе овладения искусством хореографии введены кружки:
«Народный танец»;
«Эстрадный танец»;
«Исторические бальные танцы».


Кадетский корпус № 9 с романтичным названием "Ассоль" - особенный. Тоска по алым парусам в нем близка и понятна каждому кадету. Потому что все кадеты здесь - девочки. В единственной в Москве исключительно женской школе-интернате строгая армейская дисциплина. Юные особы носят камуфляж, учатся стрелять, оказывать первую медицинскую помощь и разбираться в хитростях военной стратегии. Могут кадетки и вальс станцевать, и при случае обидчика шпагой проткнуть. Вот только умение ходить строем им в семейной жизни вряд ли пригодится. Но родители, отдающие сюда своих девочек, надеются: стрельба стрельбой, а вот стратегическое мышление в жизни не помешает. На войне, как на войне!

И все же есть, есть в Москве несколько учебных заведений, готовых воспитать из обычной девчушки "благородную девицу".

"Только вы поймите, - спешит направить меня в нужное русло помощник директора Гуманитарного женского института Екатерина Шаповаленко, - в понятие "благородные девицы" раньше входила непременная принадлежность к дворянскому сословию. А поскольку нынче она под большим вопросом, то и прямая аналогия может быть только с высшими женскими курсами". Вот как раз с высшими-то и надо! Мужчина в XXI веке шибко разборчивый пошел и биографию будущей жены как рабочее резюме изучает. Если графа "образование" правильно заполнена, то и шансов больше. Важно, чтобы и детей правильно воспитывала, и на приемы сопровождала во всей красе, и умницей была - с дипломом и манерами. Женский институт - это, по сути дела, факультет престижной в стране Академии им. Г.В. Плеханова. Правда, с одним "но" - желающий здесь учиться должен быть женского пола. Организовавшая его в 1990 году как программу второго экономического образования Валентина Шацкова вскоре пришла к выводу, что высококвалифицированные помощники руководителя в большом дефиците. Так уж природа распорядилась, что женщине зачастую сподручнее помогать руководителю, чем руководить самой. Но уж делать это она может мастерски! Валентина Леонидовна решила оставить в прошлом анекдоты про бестолковых секретарш, у которых "весь ум в ноги ушел". Готовить в помощь современному руководителю незаметную серую мышку Шацкова тоже не хотела. Уже через семь лет институт стал полноценным факультетом, способным снабдить обладательницу длинных ног не только высшим образованием, но и дисциплинированностью, прекрасными манерами и необходимыми для светской девушки навыками. Институтки прекрасно говорят на двух и более иностранных языках, без труда ведут деловую переписку, а при необходимости могут виртуозно смешать коктейль, подобрать боссу галстук, а его жене - вечернее платье. Являясь на занятия ровно к 10 утра, девушки, помимо математики, психологии и стенографии, изучают дипломатический протокол, сценическое движение, риторику, дизайнерское и парикмахерское искусство, учатся танцевать, играть в большой теннис и ездить верхом. Есть здесь и такие предметы, как "макияж" и "культура внешнего облика".

"У нас обязательный дресс-код, - говорит Шацкова. - Например, девушка должна ходить на высоких каблуках. Ведь и в офисе, и на приемах она обязана будет надеть "шпильки". Ну и что это за помощница, которая с собственными туфлями справиться не может!" Здесь даже студентки уверены, что готовят из них не простого делопроизводителя (читай, "секретаршу"), а помощника экстра-класса. Помощника во всем - от подготовки тезисов выступления на заседаниях совета директоров до внесения ясности в годовой отчет.

Ну а кому не хочется пять лет учить математику, тот может после 9-го класса поступить в настоящий московский "Институт благородных девиц". Есть и такой. В полном пансионе под присмотром гувернанток девушки заканчивают программу средней школы и приобретают ту или иную модную специальность в туристическом бизнесе. За три года получив стандартный для благородных девиц набор навыков и знаний, выходят они из заточения с гордо поднятой головой, твердо зная себе цену. Соответствующего мужа для такой институтки на российских просторах найти уже почти невозможно.

"Мне кажется, какие-то женские институты сейчас не нужны, - поделилась с корреспондентом "РК" прославленная певица Эдита Пьеха. - В любой хорошей гимназии или лицее нужные для будущей жизни качества девочкам помогут воспитать педагоги. Ведь в институтах благородных девиц вроде Смольного, что у нас в Петербурге, была очень жесткая дисциплина. Знаю по опыту моей двоюродной сестры, которая во Франции в таком же пансионе выросла. Сейчас детей надо бы поласковее воспитывать".

Все о высшем образовании >>>>

МНЕНИЕ "ПРОТИВ"

Мария Арбатова: "Время благородных девиц кончилось в 1917-м"

- К институтам благородных девиц сегодня я бы отнеслась плохо. В России они существовали тогда, когда люди разных полов имели совершенно разные права на рынке труда, в юридическом и гражданском поле. Институты благородных девиц, грубо говоря, готовили профессиональных жен. Но поскольку по нынешней Конституции все равны, то такие институты будут выглядеть столь же ущербным заведением, что и институты, скажем, благородных молодых людей. Вообще, благородство - категория, которая воспитывается не в институтах, а в семьях. Оно либо есть, либо его нет. От образования это не зависит. В каком-нибудь маленьком городе, где ничего нет, кроме странного заведения с вывеской "Институт благородных девиц", и если там преподавали бы, например, иностранные языки и хотя бы основы политеса, то, конечно, он без учениц не остался бы. Но в больших городах отдавать туда девочек нет никакого смысла, потому что полученные навыки и знания общество потом все равно не востребует. Оно будет спрашивать с девушки или молодой женщины, что называется, по всей шкале: и за карьеру, и за качества жены, хозяйки, любовницы, словом, за всю ее социальную и гражданскую успешность. Время благородных девиц кончилось в 1917 году. Это не значит, что девушки утратили благородство. Просто оно в цивилизованном обществе прививается совершенно другими способами. Правда, если речь идет об арабском мире, где женщина должна быть босая, беременная, на кухне и по возможности все время улыбаться, то да. Но мы же живем в постиндустриальном обществе! Роли у мужчины и женщины в нем практически одинаковые. И девочки, которые пойдут в эти заведения, просто потеряют время.



МНЕНИЕ "ЗА"

Александра Маринина: "Женский пансион? Вопрос лишь в масштабе спроса"

- Прежде чем открывать нечто похожее на институт благородных девиц, нужно выяснить, есть ли семьи, в которых родители хотели бы дать дочерям подобного рода образование. Если есть желающие, почему бы и нет? Сегодня можно найти разные учебные заведения по душе. Для меня, например, было откровением, что в Москве есть православный университет, не испытывающий недостатка в студентах. Там обучаются выходцы не только из церковных семей, но и светские дети, к примеру, моя племянница. Что же касается женских пансионов, то спрос на женщин с изысканными манерами и всевозможными навыками был, есть и будет. Вопрос - в масштабе. В позапрошлом веке этот спрос, по-моему, был достаточно высок, судя по тому, что нам известно по урокам истории и литературы. В советское время это никому не пришло бы в голову. Зато теперь количество обеспеченных мужчин, которые могут позволить жене не думать о заработках, а посвятить себя прежде всего семье, резко возросло. Возможно, они бы не отказались от специально подготовленных спутниц жизни. Такие мужчины только на тусовки ходят с длинноногими блондинками, а женятся совсем на других. Им хочется, чтобы жена растила продолжателей рода, чтобы своим поведением и отношением к детям, к мужу давала пример благополучной, взаимоуважительной супружеской жизни, уделяла бы дому больше внимания, дарила любовь. Ведь известно, что дети, испытывающие недостаток внимания и любви, потом всю жизнь от этого страдают, у них появляется множество психологических проблем, комплексов. Мужчины, которые это понимают, наверное, приветствовали бы появление в России подобного рода учебных заведений.