Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Назад в СССР или Вернуть астрономию в школьную программу

Автор: Сухарева Инна

Новые инициативы нашего нового министра образования Ольги Васильевой обсуждает вся страна. Реакция на них неоднозначна. Кто-то ее поддерживает, и считает, что «давно пора», кто-то видит в ее предложениях стремление вернуть те традиции и устои, которые были популярны в нашей стране в советский период. В социальных сетях даже появился хэштег «назад в СССР». Насколько это хорошо и есть ли что–то из того времени, по чему мы скучаем?



Я, например, думаю, что вернуть астрономию в школьную программу – это правильное решение. Она, действительно, очень нужна. В Москве есть Планетарий, и московские школьники могут получить там массу информации, впечатлений и удовольствия. А главное – знаний! Сама его обожаю и отвела туда всех своих друзей. Даже тех, кто не очень хотел и сопротивлялся. А что делать школьникам в регионах? Куда пойти и как получить возможность полюбить эту науку?

Ольга Васильева предлагает вернуть в школьную программу один час астрономии в неделю. В какой форме это будет сделано, она пока сказать не может, «но возврат астрономии будет точно». Я бы даже сделала два часа в неделю. Один можно обязательный, а второй – по выбору, как спецкурс, для тех, кто реально интересуется. Астрономия как отдельный предмет обязательной программы исчезла из школ в 2008 году, поскольку ни один из существовавших на тот момент учебников астрономии не был допущен к использованию в школах. Отдельные элементы этой дисциплины включены в курсы географии и физики. Но этого катастрофически мало. И когда мы сталкиваемся с тем, что познания наших школьников о Вселенной, ее устройстве и законах ограничиваются тем, что они увидели в фильме «Звездные войны» – становится немного не по себе, и как-то страшно за их будущее. Хочется, чтобы наши дети были разносторонне развиты и образованы. Поэтому, я – за!

После назначения Ольга Васильева обещала, что резких перемен в образовании и науке не будет. В частности, она говорила, что будет бороться с практикой «натаскивания» школьников на сдачу ЕГЭ учителями во внеурочное время. По ее мнению, внеурочное время учителей должно быть направлено на воспитание ребенка как человека, а не на натаскивание на тесты. Это решение тоже не вызывает особенного сопротивления. Поскольку сосредоточенность школы на том, как лучше сдать ЕГЭ, на мой взгляд, упрощает систему образования, и сужает кругозор школьников. Нужно больше времени уделять логическому мышлению и развитию творческих способностей детей. Это важно.

А вот предложение в воспитательных целях вернуть в школах уборку помещений и приусадебных участков, которой займутся сами учащиеся – оно не однозначно и довольно спорно. С одной стороны, несомненно, что нашим детям не хватает навыков созидательной работы. Мы их так сильно любим, что все делаем за них, и зачастую не даем им возможности самим навести порядок в своей комнате или сделать уборку в своем шкафу, или погулять с собакой… Нам все время кажется, что наши дети слишком загружены в школе, и пусть они дома отдыхают и ничего не делают по хозяйству. В итоге взрослые 15- 16 летние детки не в состоянии сами за собой ухаживать. Недавно наблюдала группу наших старшеклассников на стажировке в Испании. Зрелище печальное, в комнатах откровенный бардак, и им даже не приходит в голову, что можно самим выбросить мусор или протереть пыль. Поэтому сложно не согласиться с нашим министром в части того, что необходимо воспитывать созидателей, а не потребителей.

Ольга Васильева считает, что в школах нужно вернуть обязанность учеников убирать класс после уроков. В чем основной смысл? «Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет», — заявила она в Совете Федерации на заседании комитета по науке. Большинство родителей возмущены таким решением, и готовы жаловаться в европейский суд по правам человека.

Основания есть. Например, принудительный труд запрещён Конституцией Российской Федерации. Вообще, школьники имеют полное право не делать то, что не предусмотрено школьной программой и государственным образовательным стандартом. Многие полагают, что министр делает непродуманные заявления. Чтобы школьники могли делать уборку в классе, нужно ее включить в программу уроков труда ( но не более того), то есть они будет изучать уборку, а не убираться, и не более одной четверти, а потом перейдут к другим видам деятельности, например, работе на приусадебном участке. Но сначала, обучение уборке должно войти в госстандарты. Затем, если стандарт изменят и примут должным образом, то должен быть решен вопрос о спецодежде, технике безопасности, обучении учителей новому предмету и многое другое, связанное с этим изменением. Иначе всё это будет противоречить закону. Министр также хочет вернуть сельские бригады в деревенских школах и работу на приусадебных участках учебных заведений. Это было бы прекрасно, если бы у нас была такая традиция. Недавно мы обсуждали как устроена система уборки в японских школах. Мы видим, что дети там делают это с удовольствием, они все улыбаются и относятся к этому как к игре. Потому что там есть такая традиция и она неизменна. А в наших школах уже выросло целое поколение детей, которые никогда этого не делали. Они привыкли к тому, что в школах есть уборщица или, в дорогих частных школах, такую работу делают клининговые компании. Поэтому, сейчас нам будет очень сложно сделать так, чтобы наши дети делали уборку со счастливыми улыбками на лицах, как японцы. Следовательно, надо хорошенько обдумать данное предложение. На мой взгляд, оптимальный вариант – провести всероссийское обсуждение или даже может быть голосование родителей.

Председатель общественной организации «Московский городской родительский комитет» Руслан Ткаченко инициативу министра поддержал: «Я думаю, что стоит обязать школьников заниматься уборкой. Но надо дать им попробовать выбрать, чтобы это не было обязательно по всей стране, всё-таки должна быть какая-то традиция. Но ход мыслей правильный. Я представляю некоторых людей, которые будут против, но в общем контексте слов Васильевой о том, что школе нужно возвращать какие-то воспитательные качества, а именно к этому параметру относится уборка, это очень последовательное решение».

Теги: Назад в СССР, вернуть астрономию в школьную программу, Ольга Васильева, министр образования и науки, дети, образование, воспитание, уборка в школе, московский Планетарий, родители, общественность, японская школа, в японских школах нет уборщиц