Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Как научить ребенка готовить уроки самостоятельно






Ваш ребенок пошел в школу. Началась новая эпоха в жизни семьи. Обычно матери и отцы готовы к тому, чтобы учиться вместе с ними первый год вместе. Но частенько бывает, что проходит год, еще и еще год, а ничего не меняется: вы делаете уроки вместе со своим чадом. И конца этому не видно. Стоит немного ослабить родительский контроль, и внимание рассеивается, качество учебы и успеваемость ухудшаются. Конечно, это нездоровая ситуация. Она связана с тем, что при воспитании теперь больший упор делается на интеллектуальное развитие, и меньший – на личностный рост ребенка.

Как же выработать навыки самостоятельной учебы уже ко второму классу? Какую стратегию использовать, чтобы научить ребенка учиться?

Первый год в школе

Хотя в первом классе еще нет оценок и должны бы не задавать домашних заданий, но часто педагог ставит родителей перед фактом: "необязательные" уроки делать надо, и еще как надо. В результате шестилетка слишком резко переходит из дошкольного периода безусловной любви и понимания в новую эру, когда отношение к нему напрямую зависит от школьных успехов. Даже не желая того, мы, родители, начинаем слишком давить на ребенка.

Как помочь первокласснику и избежать проблем в дальнейшем?

● Позаботьтесь о режиме и об обустроенном рабочем месте. Делать домашнюю работу нужно в определеннее время и за своим столом. Делу время – потехе час. Пока "домашка" не сделана, никаких развлечений.
● Особое внимание – здоровью. Отличное питание, здоровый образ жизни и постоянный контроль осанки, зрения, других возможных проблем – главная забота мамы в первые годы учебы.
● Дайте ему время прочесть задание и вникнуть в него самостоятельно. После этого спросите, что он понял сам из прочитанного, как собирается решать задачу и пр. Как бы ни хотелось, не бросайтесь сразу объяснять все на пальцах. Если не сдержитесь от медвежьих услуг – будете оказывать их следующие несколько лет.
● Пользуйтесь черновиками. Кажется, что это отнимает лишнее время, но переписывание безнадежно испорченных домашних работ убивает времени гораздо больше. Не заставляйте тупо переписывать, а лучше играйте в игры на развитие мелкой моторики.
● Не ругайте. Школьная система устроена так, что не может не оценивать детей хотя бы в первом классе. Не участвуйте в этом. Никогда не ругайте за работу, сделанную самостоятельно, даже на три балла. Как реагировать? Промолчите или скажите что-нибудь вроде: "Постарайся в следующий раз". Зато за отличные оценки хвалить не забывайте.

После первого класса

Стресс первого года остался в прошлом, и если вы успешно создавали условия, контролировали, но не слишком опекали своего школьника, то ко второму, третьему классу он должен выполнять домашние задания с вашей минимальной помощью.

Десятилетнему ребенку помощь вовсе не нужна, но необходим контроль и ваша постоянная заинтересованность в его школьных делах.
● Его учеба – его ответственность. Хотя он еще малыш, но дайте понять, что уроки – его сфера ответственности. Объяснения: "Так мама сказала", "Это папа решил" только поставят его в неудобное положение в школе. Поэтому, продолжайте стойко воздерживаться от того, чтобы лишний раз вмешаться.
● Доверяйте. Держать руку на пульсе вовсе не означает тотальный контроль над учебой. Оставляйте школьнику возможности для маневра. Это связано с предыдущим пунктом: там, где есть ответственность, нужно дать и соответствующую степень свободы.
● Продолжайте контролировать здоровье и двигательную активность. Что наши дети называют отдыхом? Правильно: уединение с планшетом или смартфоном. Не дайте ему забыть о спорте и прогулках с друзьями на свежем воздухе.
● Пусть учится, отдыхая. С другой стороны, в век компьютерных технологий даже временный запрет на "экраны" дети воспринимают как несправедливый и нелепый. Не спорьте понапрасну. Просто следите за тем, чтобы сын или дочь не посвящали все машинное время только Майнкрафту, а играли еще и в правильные игры: логические, математические, имитирующие физические процессы. Отличную подборку таких развивающих игр вы можете найти здесь.




Побольше хвалите, поменьше ругайте: промахи бывают у всех. Также не стоит пугать беспросветным будущим дворника или эксплуатировать его желание сделать вам приятное. Все эти приемы долго действовать не будут. Самое важное - сохранить интерес к знаниям и развить веру в свои возможности.