Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Готовимся к устной части ОГЭ и ЕГЭ. Советы эксперта

Автор: Валерий Апальков. Кандидат педагогических наук, учитель, автор учебных пособий, эксперт ЕГЭ




В конце ноября изменился формат устной части Основного государственного экзамена (ОГЭ) по английскому языку. Это изменение, о котором предупреждал Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) в августе, приблизило формат устной части ОГЭ к формату устной части ЕГЭ по английскому языку и позволяет унифицировать подготовку учащихся к экзамену. Давайте кратко рассмотрим особенности подготовки школьников к устной части ОГЭ и ЕГЭ с учетом нового формата и типичных ошибок, которые допускают экзаменуемые.

Устная часть ОГЭ длится 15 минут и состоит из 3 заданий.

В задании 1 нужно прочитать вслух небольшой научно-популярный текст, соблюдая произносительную и интонационную норму. На подготовку на экзамене дается 1, 5 минуты, а на чтение всего текста вслух – 2 минуты.

Типичные ошибки экзаменуемых: ученики не помнят правила чтения (не знают как читаются некоторые слова) и не соблюдают интонационный рисунок предложений.

Что можно сделать за оставшиеся до экзамена месяцы?

Повторить правила чтения всех типов слогов и типичных буквосочетаний, вызывающих затруднения у девятиклассников (например sc, ough, eigh и др.).
Повторить и отработать со школьниками интонацию следующих типов предложений: утвердительного, вопросительных, интонацию перечисления. Удобно, если у учеников будет возможность читать соответствующие тексты и слушать их аудиозапись для самопроверки.




В задании 2 нужно ответить на вопросы телефонного опроса, которые прозвучат в аудиозаписи. На каждый ответ дается 40 секунд.
Типичные ошибки: ученики не отвечают на заданный вопрос, пытаясь подменить ответа на вопрос заученным заранее высказыванием или стараются ответить излишне подробно, не укладываясь в отведенное время.
Что можно сделать за оставшиеся до экзамена месяцы?

Объяснить ученикам, что засчитываются ответы на заданные вопросы, а не близкие по теме «топики».

Познакомить учеников в ограничением по времени, во время ответов включать секундомер.

Объяснить ученикам, что если они уже ответили на вопрос, а время еще осталось, то не стоит стараться придумать какое-то дополнение к ответу, а надо дождаться следующего вопроса.

В задании 3 нужно составить монолог на заданную тему. В задании даны опоры. На подготовку отводится 1,5 минуты, на сам монолог – 2 минуты. В помощь ученикам дана картинка-стимул.

Типичные ошибки:
Вместо монолога на тему ученики пытаются описывать картинку.
В монологе ученики учитывают не все опоры.
Ученики пытаются подменить монолог на заданную тему близким по теме высказыванием, заученным заранее.

Что можно сделать за оставшиеся до экзамена месяцы?

Объяснить ученикам, что необходимо сказать хотя бы по одному предложению по каждой из опор. Если любая опора пропущена в ответе, то ответ будет считаться неполным. В тренировочных упражнениях давать школьникам таблицу с перечислением опор и просить ставить плюсы, если одноклассники в своих ответах использовали опоры, и минусы, если опора не была использована. При подготовке ответа предлагать школьникам записывать только по 1 ключевому слову на каждую опору.

Объяснить, что описания картинки в этом задании не требуется, картинка дана только как возможный источник идей.
Дать ученикам возможность сравнить соответствие заученного высказывания типовому экзаменационному заданию с учетом соответствия теме, наличию ответов на опорные вопросы и т. д. Объяснить, что как правило, выученный заранее текст нельзя адаптировать для ответа на конкретное задание в условиях ограниченного времени на экзамене.

Полезные пособия для подготовки: в связи с изменением формата в ноябре 2015 года при выборе пособий особенно важно проверить насколько пособие соответствует новому формату.

Рекомендуем вам обратить внимание на следующие пособия: Р. П. Мильруд. ОГЭ. Английский язык. Устная часть. Тренировочные тесты. Издательство “Титул”. Пособие включает 15 тренировочных тестов для подготовки к устной части ОГЭ в новом формате. По тематике, уровню сложности и формату тесты полностью соответствуют экзаменационным заданиям. Тесты построены по тематическому принципу и позволяют не только успешно подготовиться к устной части экзамена в новом формате, но и повторить лексику по темам Примерной программы. Пособие также может использоваться для контроля умений говорения в 9 классе. Все тексты для чтения вслух записаны в аудиоприложеии и могут использоваться учащимися для самоконтроля. Аудиоприложение также влючает записи для задания №2 (диалогическая речь). Аудиоприложение можно скачать бесплатно, сканировав мобильным устройством QR-код на обложке книги или пройдя по ссылке Пособие может использоваться как для групповых, так и для индивидуальных занятий.

Устная часть ЕГЭ длится 15 минут и состоит из 4 заданий.
В задании 1 нужно прочитать вслух небольшой текст, соблюдая правильное произношение и интонацию.
В задании 2 нужно задать 5 прямых вопросов на основе рекламного объявления и ключевых слов. Время на подготовку – 1,5 минуты.
В задании 3 нужно выбрать одну из 3 фотографий и описать ее на основе предложенного плана. Время на подготовку – 1,5 минуты.
В задании 4 нужно сравнить 2 фотографии, опираясь на предложенный план. Время на подготовку – 1,5 минуты.

Как видим, задание 1 в ОГЭ и ЕГЭ практически идентично, отличается только объем текстов и возможная тематика. Поэтому для подготовки к заданию 1 устной части ЕГЭ можно воспользоваться теми же рекомендациями, что и в ОГЭ.

Задание 2. Типичные ошибки:

Ученики используют не все опоры.
Вместо прямых вопросов ученики задают косвенные.
Что можно сделать за оставшиеся до экзамена месяцы?

Объяснить ученикам, что необходимо задать по вопросу по каждой из опор. Если не задан хотя бы один вопрос, то задание будет считаться не полностью выполненным. Чтобы не пропустить ни одной из опор, вопросы рекомендуется задавать в том же порядке, в котором даны опоры. Не забудьте что это диалог, то есть необходимо поздороваться с предполагаемым собеседником и объяснить в связи с чем задаются вопросы.

Объяснить ученикам, что необходимо задавать именно прямые вопросы, а более сложные грамматически косвенные вопросы не только не принесут дополнительных баллов, но и приведут к снижению оценки.

Задание 3. Типичные ошибки:
Не учитываются все опоры задания.
Объем высказывания ниже заданного (12-15 предложений)
Что можно сделать за оставшиеся до экзамена месяцы?

Обучать школьников использовать все опоры в том порядке, в котором они даны в задании. По каждой из опор нужно сказать по 2-3 предложения, этого достаточно чтобы получить требуемый объем высказывания.

Предлагать школьникам выбирать такую фотографию, предметы на которой они легко могут назвать по-английски.
Задание 4. Типичные ошибки:

Описание фотографий бессвязное.
Учитываются не все опоры.
Объем высказывания ниже заданного (12-15 предложений).

Что можно сделать за оставшиеся до экзамена месяцы?

Решение проблемы недостаточного объема высказывания и учета не всех опор предложено в рекомендациях по выполнению задания 3. Для обеспечения связности описания (это позволяет назвать сопоставимые существенные элементы фотографий) советуем при описании придерживаться любого из этих направлений: снизу вверх, сверху вниз, слева направо, справа налево, от краев к центру, от центра к краям. Такая организация описания позволит сделать его связным и не пропустить важных элементов обеих фотографий.

Рекомендуем вам обратить внимание на следующие пособия:
Р. П. Мильруд. ЕГЭ. Английский язык. Устная часть. Тренировочные тесты. Издательство “Титул”. Пособие содержит 160 заданий для успешной подготовки школьников к устной части ЕГЭ по английскому языку. По тематике, уровню сложности и формату тесты полностью соответствуют экзаменационным заданиям. Задания в книге сгруппированы по типам экзаменационных заданий (по 40 заданий на чтение вслух, диалог-расспрос, описание фотографии и сравнение двух фотографий) и могут использоваться в качестве конструктора множества вариантов тестов для подготовки к устной части ЕГЭ и контроля умений говорения в старших классах. Все тексты для чтения вслух записаны в аудиоприложеии и могут использоваться учащимися для самоконтроля. Аудиоприложение можно скачать бесплатно, сканировав мобильным устройством QR-код на обложке книги или пройдя по ссылке. Пособие может использоваться как для групповых, так и для индивидуальных занятий.

Ключевые слова: формат устной части Основного государственного экзамена (ОГЭ), по английскому языку, пособия, изменения в ЕГЭ, изменения в ОГЭ, типичные ошибки, пособия для подготовки.