Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Библиотечный проект «Моя первая история» будет продолжен в новом учебном году

Автор: 1 сентября, в День знаний, возобновляются занятия по развитию устной и письменной речи детей в библиотеке № 31

1 сентября, в День знаний, возобновляются занятия по развитию устной и письменной речи детей в библиотеке № 31, расположенной в Северном административном округе г. Москвы. Проект «Моя первая история» реализуется компанией LEGO Education, Московским городским библиотечным центром и Централизованной библиотечной системой САО г. Москвы.





Развивающий проект «Моя первая история» стартовал осенью 2014 года. В экспериментальную группу было набрано 12 детей в возрасте от 4 до 8 лет. Учитывая успешное начало проекта, в новом учебном году решено сформировать 2 группы общей численностью 20 человек. Под руководством опытных педагогов и психологов малыши смогут развить речевые и коммуникативные навыки, избавиться от психологических зажимов при общении со взрослыми людьми и сверстниками, научатся грамотно и последовательно излагать свои мысли.

Методическую основу проекта составляет использование «ситуации речи под запись» как инструмента развития первичных навыков чтения у дошкольников, широко применяемую, в частности, в Финляндии. Проект представляет собой последовательность еженедельных занятий, в ходе которых дети, используя образовательные наборы LEGO Education, конструируют, а затем рассказывают свои истории, которые за ними тщательно записывают специалисты. Данная методика, как показывают исследования педагогов и психологов, не только способствует развитию навыков устной речи, ее четкой организации и развитию коммуникативных способностей ребенка, но и сильной мотивации к чтению.

Занятия начинаются с разминки, в ходе которой педагог предлагает детям лингвистическую игру, например: «Поймай слог», «Закончи фразу», «Скажи по-другому», «Чье все это?». Как правило, разминка занимает 10 минут от занятия. Следующие 20 минут дети фантазируют и конструируют из наборов LEGO Education. Оставшиеся время малыши рассказывают истории, которые педагоги записывают за ними, иногда поощряя к описанию подробностей.

Придумывание историй для детей от 6 лет усложняется групповыми заданиями. Для выполнения сложных задач семи- и восьмилетние дети выделяются в отдельную подгруппу. К таким заданиям относятся создание коллективных историй, когда одному предлагается придумать начало, другому кульминацию и третьему – завершение придуманного. Сочиненные истории часто предлагается рассказать группе, затем слушатели отвечают на вопросы. Таким образом, активизируется важный момент развития речи – слуховое восприятие.



Создание коллективных историй – сложный вид деятельности, который подразумевает навыки работы в группе. У детей от 4 до 8 лет эти навыки только начинают формироваться. Поэтому новые задания вводятся постепенно. С каждым разом ребятам становится все проще работать совместно, развиваются их социальные коммуникативные навыки. Для старшей подгруппы в игре используется письменная речь. Детям предлагается придумать и записать название истории или имена героев. Ребята выполняют эти задания с большим энтузиазмом.



«Занятия проходят ни один месяц, поэтому у специалистов есть возможность проследить динамику развития речи детей. Результаты превзошли наши ожидания: дети раскрепостились, научились излагать свои мысли, причем делают это весело, оживленно, сюжеты повествований стали более сложными и развернутыми», - рассказывает Юлия Дьячковская, заведующая детской библиотекой № 31.

Специалисты отмечают, что малышам стало легче работать в группе при том, что в начале коллективные задания выполнялись крайне тяжело. «Есть примеры детей - двух девочек, которые в возрасте 5 лет вообще не разговаривали со сверстниками, с родителями излагали мысли с затруднениями, на вопросы отвечали односложно. Прогресс в развитии речевых навыков этих детей налицо. Девочки стали охотно и развернуто отвечать на вопросы, связанные с придуманной историей. В их рассказах появилось действие, да и конструирование стало более изобретательным. Теперь они с удовольствием играют в группе», - делится опытом Юлия Дьячковская.

Инициаторы программы надеются, что проект «Моя первая история» очень скоро выйдет за пределы библиотеки 31 и будет успешно реализовываться в других образовательных учреждениях города. Ведь библиотеки всегда были и остаются сосредоточием просветительства и культурной жизни.