Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Польза от компьютерных головоломок: вымысел или факт

Автор: В большинстве случаев, когда в разговоре затрагивается тема влияния компьютерных игр на человеческий мозг, можно услышать лишь негативную оценку данному явлению. Якобы виртуальные игры способствуют резкому ухудшению зрения, повышению возбудимости нервной

В большинстве случаев, когда в разговоре затрагивается тема влияния компьютерных игр на человеческий мозг, можно услышать лишь негативную оценку данному явлению. Якобы виртуальные игры способствуют резкому ухудшению зрения, повышению возбудимости нервной системы, снижению успеваемости в работе/учебе и т. д. Вот только все «эксперты», рассуждающие подобным образом, забывают уточнить, что к подобным последствиям приводит просто чрезмерное пребывание за компьютером или каким-либо мобильным устройством. Ученые же, напротив, уверены, что пользы от виртуальных игр куда больше, чем вреда. Так ежедневная игра в правильные компьютерные головоломки способна дать просто поразительные результаты.



Развитию все возрасты покорны

Китайские ученые вместе с американскими коллегами провели эксперимент: они набрали людей, страдающих от депрессии, и поделили их на 2 группы. Первым было предложено месяц решать различные головоломки на ПК, вторым – употреблять «Эсциталопрам» (мощное лекарственное средство из группы антидепрессантов). В эксперименте было задействовано 272 участника, чей возраст колебался в пределах 50-88 лет. По истечению отведенного срока выяснилось, что игры помогали подопытным ни чуть не хуже таблеток.

Исследователи Рочестерского университета также уверены в пользе компьютерных головоломок. Заключительным результатом ряда их экспериментов стал вывод о том, что у подростков, которые проводили за виртуальными логическими играми не менее 7 часов в неделю, значительно улучшается зрительная реакция и память.

В аналогичных исследованиях ученых из Сингапура Майкла Дональда Паттерсона и Адама Чи-Минг Ойа были задействовано более 300 студентов с равным разделением по половому признаку. Ключевым критерием отбора было обязательное условие – человек раньше не должен был активно играть в видеоигры. В течение месяца разные группы проходили уровни в приложениях разных жанров, после чего прошли серию тестов, результаты которых позволили ученым сделать сенсационные выводы. Абсолютно у всех испытуемых повысилось умение концентрироваться, они легче запоминали бОльшие объемы информации, а также улучшили навыки логического и стратегического мышления. Выбранный игровой жанр также сказался на развитии конкретных навыков. Так любители симуляторов повысили скорость реакции и восприятия информации, а поклонники кроссвордов и головоломок стали более усидчивыми, спокойными и куда легче начали справляться с монотонной работой.

Полезны, но не эффективны

Профессор дублинского колледжа «Тринити», Иэн Робертсон, уверен, что регулярное решение компьютерных головоломок способствует улучшению кровообращения мозга, что замедляет процесс ухудшения памяти и значительно снижает риск заболеть болезнью Альцгеймера. Однако коллеги его оптимизм разделяют лишь отчасти. Проведя более масштабный эксперимент, в который было вовлечено свыше 11 тысяч человек, регулярно уделяющих компьютерным головоломкам не менее 10 минут в день, они пришли к несколько иным выводам. Согласно их результатам, подобный род деятельности способствует лишь улучшению качества выполняемых заданий, тогда как уровень умственного развития у людей остается прежним. Иными словами, совершенствуясь в умении проводить аналогии (ведь большинство головоломок построены по одному принципу), испытуемые привыкали к этой деятельности, и она переставала быть для них новой, а значит, и развивающей.

Играй и молодей



В завершении нельзя не упомянуть об исследованиях британских ученых, которые позволяют им однозначно утверждать, что компьютерные головоломки «омолаживают» мозговую деятельность людей «за 50». В эксперименте было задействовано 700 человек, самому младшему из которых только исполнилось 50 лет. Пожилые люди регулярно запоминали, распознавали и искали различные предметы/символы, уровень сложности также ежедневно повышался. В итоге у большинства подопытных мозг «омолодился» в среднем на 3 года, а у некоторых скорость и качество восприятия/обработки/воспроизведения информации позволяют говорить об омоложении не менее, чем на 7 лет. Причем достигнутая динамика не пропала и через год.

Как видите, разным исследователям удалось доказать разный эффект виртуальных головоломок на человеческий мозг. Однако в одном они сходятся, влияние есть, и оно определенно положительное. Но это вовсе не означает, что «зависание» сутками у экрана монитора позитивно скажется на вашей мозговой активности. Как и всему хорошему, виртуальным развлечениям нужно уделять времени в меру. 30 минут в день хватит и чтобы отдохнуть, и чтобы потренировать мышление.