Главная страница > Советы молодым родителям
Детская психология

<< обратно к списку советов молодым родителям
Учение или мучение? Где найти детского психолога




Все о высшем образовании >>>>

Прошёл только месяц после начала учебного года, а ребёнок уже не хочет идти в школу. Устал? Или ленится? - ломают голову родители. А что, если дело гораздо серьёзнее? Где искать помощь?

Виноваты стены класса

НЕ СТОИТ обвинять сына или дочь в лени и глупости, попытайтесь прежде всего ответить на вопрос: почему это происходит? “Основываясь на моём опыте работы с детьми в школах, могу сказать, что причин, по которым дети отказываются идти в школу, существует множество. На эмоциональное состояние даже цвет школьных стен может негативно влиять, - говорит практикующий психолог Дмитрий. - В числе этих причин и несложившиеся отношения с одноклассниками, и боязнь. Страх может вызывать ответ у доски. Ребёнок думает: вот, сегодня меня спросят, а я могу забыть что-нибудь, класс меня высмеет, я расплачусь. Эта боязнь основывается на прошлом негативном опыте. Например, надо было рассказать стихотворение, но ребёнок запнулся на строчке, забыл текст, класс рассмеялся. Так и возникает барьер, стресс.

Ещё одна возможная причина - нет элементарного человеческого контакта с учителем. Простой пример - учитель назвал ребёнка по фамилии. Эта обычная ситуация в глазах школьника может стать проявлением негативного отношения к нему как к личности. Ну и ещё одна причина - элементарная неспособность ребёнка тянуть программу”. Играть в любое время года

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, большинство родителей заботятся лишь о том, чтобы их чадо научилось всему и сразу, и подыскивают школу с повышенными требованиями. Но в таком случае нужно подумать и о том, что растущему человеку нужны и отдых, и развлечения.

“Многие школы забыли, что основная миссия преподавателя - не только нагрузить ребёнка знаниями, но в первую очередь воспитать, - считает Дмитрий ИСАЕВ, директор школы “Ретро”. - Человек должен быть и воспитанным, и грамотным. И когда это всё переплетается, детям становится интересно. Они не то что идут - бегут в школу: одни - ради какого-то предмета, другие - ради дополнительных программ. Например, в нашей школе проводятся олимпийские игры по всем видам спорта, и каждый класс представляет отдельную страну. Таким образом, мы “убиваем двух зайцев”: с одной стороны, изучаем географию, с другой - развлекаем детей. Помимо этого мы устраиваем балы, всевозможные выставки поделок, участвуя в которых дети в полной мере проявляют свои способности. Что же касается учебной программы, то, хотя она довольно сложная и предметов много, дети никогда не перегружены. Во-первых, в нашей школе обязательна так называемая динамическая разгрузка или динамическая перемена. В середине дня, когда дети уже отработали несколько уроков, устраиваются подвижные игры на улице. Их проводят в любое время года. Во-вторых, занятия учитель составляет с учётом настроения и способности восприятия материала всеми учениками - для этого мы определяем биоритм каждого ребёнка. И если на уроке кто-то устал, у нас официально разрешено выйти минут на пятнадцать, отдохнуть, прогуляться, чтобы вернуться к занятиям уже со свежей головой”.

Психоанализ без отрыва от учёбы

КОНЕЧНО, не в каждой школе во время занятий позволяют выйти проветриться, и не всегда родители могут повлиять на методы работы учителей. Но практически в любой московской школе сейчас есть штатный психолог. Чем он занимается?

“Мы выявляем, отслеживаем и решаем проблемы, которые возникают в школе, и пытаемся сформировать у детей мотивацию к получению знаний, - говорит психолог столичной школы № 1275 Георгий ГОЛЫШЕВ. - Работа начинается с беседы с родителями и учителями, с личных наблюдений и диагностики. Затем на основе полученной информации составляются занятия - групповые и индивидуальные. Но, даже общаясь в группе, мы стараемся решить проблемы каждого ребёнка”.

“Всегда подкупает, когда звонит мама или папа и обращается с вопросом, - рассказывает Дмитрий БАБЕНКО. - Если проблема сложная, решить её можно только совместными усилиями. Большая ошибка родителей в том, что они идут к психологу только тогда, когда что-то уже случилось. На промежуточных стадиях они замечают то один неприятный момент, то другой, но надеются, что “рассосётся”. Но наоборот, любой пустяк может вырасти, как снежный ком. Например, та же боязнь выхода к доске, если её не преодолеть, будет давать о себе знать при любой неблагоприятной ситуации”.

Кроме самой школы помощь можно найти и в специализированных психологических консультациях (см. ниже).

Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП) Для кого: для детей и подростков от 3 до 18 лет, имеющих трудности в учёбе, поведении, общении (в том числе и с родителями), страдающих задержкой психического развития, аутизмом.

Чем помогут: комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, диагностические обследования, логопедические занятия, двигательная коррекция, психотерапевтические занятия с детьми и их родителями. Помощь детям и подросткам “группы риска”.

Где: ул. Кашенкин Луг, д. 7, м. “ВДНХ”, тел. (495) 219-74-87; ул. Архитектора Власова, д. 19, стр. 2, м. “Калужская”, тел. (495) 128-39-87.

Центр психологического сопровождения образования «Точка пси»
Для кого: для учеников средних и старших классов, учителей и школьных психологов.

Чем помогут: развивающие психологические программы для детей и подростков, диагностика личных качеств, профессиональное моделирование, ролевые игры, семинары для учителей и психологов.

Где: Каширский проезд, д. 7, м. “Каширская”, “Варшавская”, тел. (495) 748-91-98

Учебный центр «Развитие» им. Л. А. Венгера
Для кого: для детей школьного и дошкольного возраста и их родителей.
Чем помогут: психологическая помощь детям при эмоциональных и поведенческих сложностях, трудностях в общении, взрослым - семейные консультации.
Где: ул. Гарибальди, д. 10а, м. “Новые Черёмушки”, тел. (495) 131-00-93

Медико-психологический центр индивидуальности

Для кого: для школьников и родителей.

Чем помогут: определение степени психоэмоционального развития ребёнка, его личностных особенностей, готовности к процессу обучения в школе, профессиональных склонностей старшеклассников. Тренинги общения, развития памяти, адаптации к школе. Родителям - тренинги общения с детьми во время подросткового возраста.

Где: ул. Садовая-Каретная, д. 20, стр. 2, м. “Маяковская”, “Цветной бульвар”, тел.: (495) 209-94-20, 209-98-80 (круглосуточно)

Центр диагностики и консультирования «Надежда»

Для кого: для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического и умственного развития.

Чем помогут: социально-педагогическая помощь и поддержка семьям и детям, нуждающимся в устройстве в специальные коррекционные учреждения, консультации логопеда, дефектолога, офтальмолога, психиатра, невролога, психолога и других специалистов.

Где: ул. Зорге, д. 18, м. “Полежаевская”, тел. (495) 943-40-17